Перейти к основному содержанию

Тематический план

  • Тема 1

    «Вавилонская башня» лингвистики

     

    Вопросы для обсуждения:

    1.      Почему сосуществует множество теорий языка, нередко противоречащих друг другу, и о чем это говорит?

    2.      Что и зачем изучает лингвистика, каков ее научный объект?

    3.      Какова предметная область лингвистики и на решение каких практических задач направлены лингвистические исследования?

    4.      Можно ли считать лингвистику наукой, и если да, то почему?

     

    Рекомендуемая литература

    Кошелев А. Д. Современная теоретическая лингвистика как вавилонская башня (о “мирном” сосуществовании множества несовместимых теорий языка) // Известия РАН. Серия литературы и языка. Т. 72. 2013. № 6. С. 3—22.

    Кравченко А. В. Наука о языке и ее объект: к постановке проблемы // Вестник НГУ. Серия: лингвистика и межкультурная коммуникация. Т. 3. Вып. 1, 2005. 130-135.

    Кравченко А. В. О предметной области языкознания // А. А. Кибрик, А. Д. Кошелев (сост.). Язык и мысль: современная когнитивная лингвистика.  М.: Языки славянской культуры, 2015. 155—172 (в свободном доступе на сайте academia.edu: https://isu-ru.academia.edu/AlexanderKravchenko/Papers).

    Кравченко А. В. Знание, языкознание и язык // А. В. Кравченко (ред.). Наука о языке в изменяющейся парадигме знания (Studia linguistica cognitiva. Вып. 2). Иркутск: Изд. БГУЭП, 2009. 5-13 (книга имеется в библиотеке на абонементе).

    Гросс А. Эмпирическая лингвистика как решение проблемы, порожденной шаманской лингвистикой // А. В. Кравченко (ред.). Наука о языке в изменяющейся парадигме знания (Studia linguistica cognitiva. Вып. 2). Иркутск: Изд. БГУЭП, 2009. 280-303 (см. выше).

    Кравченко А. В. О лингвистическом шаманизме // Лингвистические парадигмы и лингводидактика. Мат-лы 11-й междун. науч.-пр. конф. 13 -16 июня 2006, Иркутск. 110-119 (в своб. доступе на сайте academia.edu: https://isu-ru.academia.edu/AlexanderKravchenko/Papers).


    • Тема 2

      Язык и коммуникация


      Вопросы для обсуждения:

      1.      Что такое язык как деятельность и какова функция этой деятельности?

      2.      Что такое языковая коммуникация?

      3.      Что такое информация?

      4.      Область языковых взаимодействий как когнитивная область

       

      Рекомендуемая литература

      Имото С. Что такое "языковая деятельность" по У. Матуране? В кн.: А. В. Кравченко (ред.). Когнитивная динамика в языковых взаимодействиях (Studia linguistica cognitiva. Вып. 3). М.: Флинта; Наука, 2013. 19-40.

      Линелл П. Два взгляда на природу языка: формальная лингвистика (с ее письменно-языковой предвзятостью) vs. диалогическая лингвистика //А. В. Кравченко (ред.). Когнитивная динамика в языковых взаимодействиях (Studia linguistica cognitiva. Вып. 3). М.: Флинта; Наука, 2013. С. 41-57.

      Кравченко А. В. Что такое коммуникация // В. В. Дементьев (ред.). Прямая и непрямая коммуникация. Саратов6 Коллеж, 2003. С. 27--39 

      (https://isu-ru.academia.edu/AlexanderKravchenko)

      Столяров Ю. Н. Сущность информации. М., 2000. URL: (http://www.inion.ru/files/File/Stolyarov_YU_N_Sushnost_informatsii_2000.pdf)  

       

      Кравченко А. В. Коммуникация и язык: некоторые соображения о предметной области коммуникативистики // НИР: Современная коммуникативистика, 2, 2013. С. 4—9.


    • Тема 3

      Речь и письмо


      Вопросы для обсуждения:

      1.      Чем речь отличается от языка?

      2.      Что такое письменность и зачем она нужна?

      3.      Чем обусловлена письменноязыковая предвзятость лингвистики?

      4.      В чем основные различия между естественным и письменным языком?

      Рекомендуемая литература

      Линелл П.  Письменноязыковая предвзятость лингвистики как научной отрасли // А. В. Кравченко (ред.). Наука о языке в изменяющейся парадигме знания (Studia linguistica cognitiva. Вып. 2). Иркутск: Изд. БГУЭП, 2009. 153-191.

      Кравченко А. В. Когнитивный горизонт языкознания (Гл. 1). Иркутск, 2008 (https://isu-ru.academia.edu/AlexanderKravchenko).

      Кравченко А. В. Речь и письмо // Общетеоретические и типологические проблемы языкознания. Мат-лы конф. Бийск, 2008. С. 133-139.

      Kravchenko A. V. The experiential basis of speech and writing as different cognitive domains // Pragmatics & Cognition 17(3), 2009. 527-548. (https://isu-ru.academia.edu/AlexanderKravchenko/Papers)


    • Тема 4

      Что такое грамматика?


      Вопросы для обсуждения:

      1.      Как традиционно понимается грамматика?

      2.      Грамматика и язык – одно и то же?

      3.      Возможна ли грамматика дискурса?

      4.      Что такое грамматика как когнитивно-семиотический механизм?

       

      Рекомендуемая литература

      Кравченко А. В. Об адекватности понятия грамматики в традиционном языкознании (взгляд с позиции биологии познания) // Fontański, H., Lubocha-Kruglik, J. (red.). Gramatyka a Tekst. Tom II. Katowice, 2009. 7-48. (https://isu-ru.academia.edu/AlexanderKravchenko/Papers)

      Кравченко А. В. Наука, здравый смысл и понятие грамматики: к постановке проблемы // Т. Ю. Тамерьян (ред.). Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. Вып. 10. Владикавказ, 2008. С. 29-36 (https://isu-ru.academia.edu/AlexanderKravchenko/Papers).

      Кравченко А. В. Грамматика в когнитивно-семиотическом аспекте // А. А. Кибрик, А. Д. Кошелев (сост.). Язык и мысль: современная когнитивная лингвистика.  М.: Языки славянской культуры, 2015. 574—594 (https://isu-ru.academia.edu/AlexanderKravchenko/Papers).

      Кравченко А. В. Когнитивная грамматика на уроке английского, или как облегчить жизнь русским студентам // Вестник МГИМО Университета, 6(33), 2013. С. 83—88 (https://isu-ru.academia.edu/AlexanderKravchenko/Papers).


      • Тема 5

        Что такое лингвистический анализ?


        Вопросы для обсуждения:

        1.      Что представляет собой анализируемый «языковой материал»?

        2.      Что такое «факты языка»?

        3.      Какую цель преследует «лингвистический анализ»?

        4.      Что такое «языковые единицы» и где они существуют?

        Рекомендуемая литература

        Kravchenko A. V. Native speakers, mother tongues, and other objects of wonder. Language Sciences 32(6), 2010. C. 677-785 (https://isu-ru.academia.edu/AlexanderKravchenko/Papers).

        Кравченко А. В. Является ли традиционный лингвистический анализ анализом языка? // Вестник ТвГУ. Серия: Филология, № 2, 2015. С. 54—62. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=24218715

        Кравченко А. В. Когнитивный горизонт языкознания. Иркутск, 2008 (Гл. 6).

        Кравченко А. В. От анализа к синтезу. Культура народов Причерноморья, 82:1. Симферополь, 2006. С. 219-221 (https://isu-ru.academia.edu/AlexanderKravchenko/Papers).

        Кравченко А.В. Человек, язык, среда (к обоснованию холизма как метода гуманитарной науки) // Е. А. Пименов, М. В. Пименова (ред.). Мир в языке (Серия Этногерменевтика и этнориторика. Вып. 11). Кемерово, 2005. С. 36-51 (https://isu-ru.academia.edu/AlexanderKravchenko/Papers).

        • Тема 6

          Парадоксы лингвистического образования


          Вопросы для обсуждения:

          1.      Чему и почему учат в школе?

          2.      Чему учат на уроках русского языка?

          3.      Почему так трудно научиться иностранному языку в школе?

          4.      Что происходит с образованием?

          Рекомендуемая литература

          Кравченко А. В. Когнитивный горизонт языкознания. Иркутск, 2008, с. 46—55 (https://isu-ru.academia.edu/AlexanderKravchenko).

          Кравченко А. В. Лингвистическое образование в школе: тому ли мы учим? // Вестник Кемеровского государственного университета, № 3, 2016. 143-149. (http://vestnik.kemsu.ru/jour/article/view/1981)

          Кравченко А. В. Системная ошибка языкознания как науки и ее последствия для лингвистического образования // Современные проблемы взаимодействия языков и культур. Мат-лы междун. форума 14—15 декабря 2012. Ч. I. Благовещенск: Изд. АмГУ, 2012. С. 161—168 (http://elibrary.ru/item.asp?id=20432655).

          Kravchenko A. V., Payunena M. V. Education: a value lost? // A. Dudziak, J. Orzechowska (red.). Język i tekst w ujęciu strukturalnym i funkcjonalnym / Księga jubileuszowa dedykowana Panu Profesorowi Aleksandrowi Kiklewiczowi z okazji 60. urodzin. Olsztyn: Centrum Badań Europy Wschodniej Uniwersytetu Warmińsko-Mazurskiego w Olsztynie, 2017.  С. 239—246 (https://isu-ru.academia.edu/AlexanderKravchenko/Conference-Presentations).

          • Тема 7

            Когнитивная наука и когнитивная лингвистика


            Вопросы для обсуждения:

            1.      Что такое когнитивная наука «главного направления»?

            2.      Что такое когниция в когнитивизме и в биологии познания?

            3.      Что такое когнитивная лингвистика как теоретическое направление?

            4.      Каковы перспективы когнитивной науки и когнитивной лингвистики?

            Рекомендуемая литература

            Лав Н. Когниция и языковой миф // Кравченко А. В. (ред.). Язык и познание: методологические проблемы и перспективы (Studia Linguistica Cognitiva. Вып. 1). М.: Гнозис, 2006. С. 105-134.

            Love N. Cognition and the language myth // Language Sciences, 26(6), 2004. 525-544.

            Матурана У. Биология познания // В. В. Петров (сост.). Язык и интеллект. М.: Прогресс, 1996. С. 95--142. 

            Maturana H. Biology of Cognition. BCL Report # 9.0. University of Illinois, Urbana, 1970.

            Кравченко А. В. О традициях, языкознании и когнитивном подходе // Горизонты современной лингвистики: Традиции и новаторство: Сб. в честь Е. С. Кубряковой. М.: Языки славянских культур, 2009. С. 51-65 (https://isu-ru.academia.edu/AlexanderKravchenko/Papers).

            Кравченко А. В. Понятие языковой когниции, или что в имени? // Когнитивные исследования языка. Вып. 15: Факторы и механизмы языковой когниции. М.; Тамбов: ИЯ АН; ТГУ им. Г. Р. Державина, 2013. 58—66 (https://isu-ru.academia.edu/AlexanderKravchenko/Papers). 

            Кравченко А. В. Проблема метода в когнитивной науке // Вопросы когнитивной лингвистики 4. 2007. С. 28-35 (https://isu-ru.academia.edu/AlexanderKravchenko/Papers).

            Kravchenko A. V. Whence the autonomy? // Pragmatics & Cognition 15(3), 2007. 587-597 (https://isu-ru.academia.edu/AlexanderKravchenko/Papers

            Кравченко А.В. О профессиональной и языковой компетенции в журнальных публикациях по когнитивной лингвистике // Е. И. Голованова (ред.). Языки профессиональной коммуникации. Челябинск, 2007. С. 44-48 (https://isu-ru.academia.edu/AlexanderKravchenko/Papers).

            Kravchenko A.V. Cognitive linguistics, biology of cognition, and biosemiotics: bridging the gaps // Language Sciences 28 (1), 2006. 51-75 (https://isu-ru.academia.edu/AlexanderKravchenko/Papers).

            Кравченко А. В. Когнитивная лингвистика сегодня: интеграционные процессы и проблема метода // Вопросы когнитивной лингвистики, 1. 2004. С. 37-52 (https://isu-ru.academia.edu/AlexanderKravchenko/Papers).

          • Тема 8

            Концептология и концептуальные исследования


            Вопросы для обсуждения:

            1.      Что такое концепт и что изучает концептология (лингвоконцептология)?

            2.      Насколько научны концептологические исследования?

            3.      Почему концептология так популярна в современной России?

            4.      А есть ли вообще концепты?

            Рекомендуемая литература

            Кравченко А. В. Место концепта в соотношении языка, сознания и мышления // Жанры речи: Жанр и концепт. Выпуск 4. Саратов, 2005. С. 84-102 (https://isu-ru.academia.edu/AlexanderKravchenko/Papers).

            Кравченко А. В. Что изучает концептология? Мат-лы Междун. науч. конф. «Функционально-когнитивный анализ языковых единиц и его аппликативный потенциал». 5-7 окт. 2011, Барнаул, 2011. 248—251 (https://isu-ru.academia.edu/AlexanderKravchenko/Papers).

            Кравченко А.В. Концепт, концепта, концепту: модный дискурс на незаданную тему // Записки з романо-германської філології. Вип. 1(30). Одеський національний університет імені І.І. Мечникова. Одеса: КП ОМД, 2013. С.115—124 (https://isu-ru.academia.edu/AlexanderKravchenko/Papers).

            Ривелис Е. Адъективный концепт в динамике и словаре // А. В. Кравченко (ред.). Когнитивная динамика в языковых взаимодействиях (Studia linguistica cognitiva. Вып. 3). М.: Флинта; Наука, 2013. С. 130—154.


          • Тема 9

            Эпистемологический поворот в науках о языке


            Вопросы для обсуждения:

            1.      Каковы познавательные установки традиционного языкознания?

            2.      Как соотносятся философия объективного реализма и языковая реальность?

            3.      Нужно ли трансформировать науку о языке и зачем?

            4.      Куда идет современное языкознание?

            Рекомендуемая литература

            Maturana H. Biology of language: The epistemology of reality // G. Miller, E. Lenneberg (eds.). Psychology and Biology of Language and Thought. New York: Academic Press. 28-62. 

            Кравченко А. В. Зачем и почему нужно трансформировать науку о языке //К. Янашек, Й. Митурска-Бояновска, А. Шунков, Б. Родзевич (ред.), HOMO COMMUNICANS II: Человек в пространстве межкультурных коммуникаций. Щецин: GRAFFORM, 2012. 128-133 (https://isu-ru.academia.edu/AlexanderKravchenko/Papers).

            Кравченко АВ. Когнитивная лингвистика и новая эпистемология // Известия АН. Серия литературы и языка. Т. 60, № 5. 2001. С. 3-13 (https://isu-ru.academia.edu/AlexanderKravchenko/Papers).

            Коули С., Кравченко А. Динамика когнитивных процессов и науки о языке // Вопросы языкознания, 6. 2006. С. 133-141 (https://isu-ru.academia.edu/AlexanderKravchenko/Papers).

            Kravchenko A. V. Reassessing the project of linguistics. In J. Zlatev, M. Andrén, M. J. Falck, and C. Lundmark (Eds.), Studies in Language and Cognition. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2009. 27-42 (https://isu-ru.academia.edu/AlexanderKravchenko/Papers).

            Kravchenko A. V. How Humberto Maturana’s biology of cognition can revive the language sciences. Constructivist Foundations 6(3), 2011. 352-362 (https://isu-ru.academia.edu/AlexanderKravchenko/Papers).

            Kravchenko A. V. Prolegomena to a new language science // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики, № 2, 2016. С. 7—14. Владикавказ: Изд. СОГУ им. К. Л. Хетагурова (https://isu-ru.academia.edu/AlexanderKravchenko/Papers).

            Кравченко А. В. Объективный реализм и биология познания: эпистемологический поворот // Гуманитарные чтения РГГУ — 2014. Cб. мат-лов. М.: Изд. РГГУ, 2015. C. 697—709 (https://isu-ru.academia.edu/AlexanderKravchenko/Papers).

            Кравченко А. В. Эпистемологическая ловушка языка // Вестник Томского государственного университета. Филология. № 3 (41), 2016. С. 14—26 (https://isu-ru.academia.edu/AlexanderKravchenko/Papers).


          • Тема 10

            Биологическая реальность языка


            Вопросы для обсуждения:

            1.      Какова биологическая функция языка?

            2.      В чем социообразующая функция языка?

            3.      Что такое язык как когнитивная область?

            4.      Какова роль языка в человеческом онто- и филогенезе?

            Рекомендуемая литература

            Maturana, H. R. Biology of language: The epistemology of reality // G. Miller and E. Lenneberg (eds.), Psychology and Biology of Language and Thought. New York: Academic Press, 1978. 28-62.

            Кравченко А. В. Гипотеза Сепира-Уорфа в контексте биологии познания // Вопросы когнитивной лингвистики, 1, 2007. С. 5-14 (https://isu-ru.academia.edu/AlexanderKravchenko/Papers).

            Кравченко А. В. Биологическая реальность языка // Вопросы когнитивной лингвистики, 1, 2013. С. 55-63 (https://isu-ru.academia.edu/AlexanderKravchenko/Papers).

            Кравченко А. В. Языковой семиозис и пределы человеческого познания // Когнитивные исследования языка. Вып. 3: Типы знаний и проблема их классификации. М.; Тамбов: ИЯ РАН; ТГУ им.  Г. Р. Державина, 2008. 37-45 (https://isu-ru.academia.edu/AlexanderKravchenko/Papers).

            Kravchenko A. V. Languaging as a second-order consensual domain: some implications for cognition // Международ-ный конгресс по когнитивной лингвистике. Сб. материалов. 8-10 октября 2008. Тамбов: ИЯ РАН и др. 344-346.

            • Тема 11

              Распределенность языка


               Вопросы для обсуждения:

              1.      Где находятся сознание и язык?

              2.      Что понимается под распределенностью когниции и языка?

              3.      Как распределен язык?

              4.      Как соотносятся распределенность языка и его ориентирующая функция?

              Рекомендуемая литература

              Коули С. Понятие распределенности языка и его значение для волеизъявления // А. В. Кравченко (ред.). Наука о языке в изменяющейся парадигме знания (Studia linguistica cognitiva. Вып. 2). Иркутск: Изд. БГУЭП, 2009. 192-227.

              Cowley S. J. (ed.). Distributed Language. John Benjamins, 2011.

              Kravchenko A. V. The semantics vs. pragmatics debate in the context of the orientational function of language // A. Kiklewicz (red.), Język poza granicami języka II. Semantyka a pragmatyka: spór o pierwszeństwo. Uniwersytet Warminsko-Mazurski w Olsztyne,  2011. 11-23 (https://isu-ru.academia.edu/AlexanderKravchenko/Papers).

            • Тема 12

              Экология языка и эколингвистика


              Вопросы для обсуждения:

              1.      В чем суть эколингвистических идей Э. Хаугена?

              2.      Чем обусловлен экологический подход к языку?

              3.      Как понимается экология языка в теории живых систем?

              4.      Что происходит с русским языком с точки зрения лингвоэкологии?

              Рекомендуемая литература

              Steffensen S. V., Fill A. Ecolinguistics: the state of the art and future horizons // Language Sciences 41, 2014. 6–25.

              Cowley S. J. Bio-ecology and language: a necessary unity // Language Sciences 41, 2014. 60–70

              Van Lier, L. The ecology of language learning: Practice to theory, theory to practice // Procedia. Social and Behavioral Sciences 3, 2010. 2–6

              Кравченко А. В. Два взгляда на экологию языка и экологическую лингвистику // Экология языка и коммуникативная практика, № 2, 2014. С. 90—99.  http://ecoling.sfu-kras.ru/wp-content/uploads/2014/09/Kravchenko-A.V..pdf

              Кравченко А. В. О вреде структурализма для здоровья общества: язык как экологическая ниша человека // Экология языка и коммуникативная практика, № 1, 2016. С. 354—370. http://ecoling.sfu-kras.ru/wp-content/uploads/2016/05/Kravchenko-A.V..pdf

              Sinha C. Language as a biocultural niche and social institution // V. Evans and S. Pourcel (Eds.). New Directions in Cognitive Linguistics. Amsterdam: John Benjamins (https://www.academia.edu/5693861/Language_as_a_biocultural_niche_and_social_institution)

              Kravchenko A. V., Boiko S. What is happening to Russian? Linguistic change as an ecological process // Russian Journal of Communication, 6(3), 2014. P. 232—245 (https://isu-ru.academia.edu/AlexanderKravchenko/Papers