Спорные вопросы. О морфемной структуре инфинитива

О МОРФЕМНОЙ СТРУКТУРЕ ИНФИНИТИВА

Познакомьтесь с фрагментом статьи А. Г. Балакай «Некоторые спорные вопросы морфемного анализа в вузе и в школе» [URL: http://ngpi.rdtc.ru/balakay-page/_private/voprosi.doc]. Какая из предложенных интерпретаций структурных элементов инфинитива кажется вам более убедительной? Почему?

«Есть ли окончание у неопределённой формы глаголов типа петь, лечь?

Ответить на этот вопрос можно, лишь определив, что понимается под термином «окончание» (или – по другой терминологии – «флексия»).

В научной и методической литературе сложилось два понимания термина: узкое и широкое.

В узком («традиционном») смысле «окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Среди окончаний есть нулевые окончания»[1]. «Флексийными морфами в русском языке являются такие морфы, взаимозамена которых в словоформах приводит к изменению морфологических значений рода, числа, падежа и лица: стен-а, стен-ы, стен-е… стен-ы; красн-ый, красн-ая, красн-ое, красн-ые; пиш-у, пиш-ешь, пиш-ет, пиш-ем… Примечание: к флексийным морфам относятся также показатели инфинитива (например, -ти в глаголе нести[2].

Почему к флексийным морфам следует относить -ть/-ти, ни в школьном учебнике под ред. Н. М. Шанского, ни в Русской грамматике не объясняется. Не вполне ясно это и из вышеприведённых определений и примеров.

В своё время по этому вопросу на страницах журнала «Русский язык в школе» была дана консультация[3], однако, судя по материалам учебных и методических пособий, вопрос не утратил своей остроты.

Сходство форманта -ть/-ти с окончанием проявляется в том, что он образует одну из грамматических форм глагола – инфинитив и занимает место в конце словоформы; после -ть/-ти могут стоять только постфиксы (нестись, купаться). Как всякий грамматический аффикс, -ть/-ти не входит в основу и не участвует в образовании новых слов. Этим сходство -ть/-ти с окончанием в основном исчерпывается.

Гораздо более существенными оказываются признаки, отличающие -ть/-ти от окончания. Окончание – изменяемая часть слова, выражающая грамматические значения рода, числа, падежа и лица[4]. Инфинитив – особая форма глагола, не являющаяся членом ни одной из внутриглагольных словоизменительных парадигм (наклонения, лица, времени, рода, числа). Следовательно, инфинитив не может считаться изменяемой формой в том смысле, в каком признаются изменяемыми формы, обладающие личными, родовыми, падежными и числовыми окончаниями. Конечно, инфинитив – одна из форм изменяемой части речи – глагола, однако из этого следует только то, что -ть/-ти является формообразующим аффиксом. И если неправомерно искать окончания в деепричастиях (читая, создав), в формах сравнительной степени прилагательных и наречий (красивее, выше), то насколько оправданным логически является признание -ть/-ти окончанием в неизменяемой форме глагола – инфинитиве?

Окончание служит для связи слов в словосочетании и предложении – инфинитив примыкает к глаголам и словам категории состояния. Его грамматическая форма остаётся неизменной, т. е. -ть/-ти не выполняет синтаксической роли.

Наконец, сам факт расположения -ть/-ти на конце слова нельзя считать определяющим, так как, во-первых, в этой позиции могут стоять и суффиксы (играя, ниже, бегом), и корни (сейчас), во-вторых, окончания могут располагаться и не в самом конце слова (пят/и/десят/и, встречал/а/сь).

Таким образом, исходя из принятого понимания флексии, едва ли правомерно определять -ть/-ти как окончание. Более логично квалифицировать этот элемент в соответствии со сложившейся традицией как формообразующий (грамматический) суффикс, что и сделано в ряде школьных и вузовских учебников русского языка[5].

Но известно и другое, широкое понимание окончания: окончанием может считаться всякий морф, выражающий грамматические значения и не входящий в основу. В соответствии с таким пониманием -ть/-ти, естественно, можно признать окончанием, так же как и все другие формообразующие аффиксы (причастий, деепричастий, времени, наклонения, сравнительной степени[6] и др.). В таком случае, как это признаёт
И. Г. Милославский, в одном слове можно выделить несколько окончаний: чита/л/а, где – окончание ж. р. ед. ч.; -л- – прош. вр.; нес/и/те, где -и- – окончание повел. накл., -те – мн. ч.; брось/1/2, где 1 – окончание повел. накл., 2 – ед. ч.[7]

Можно принимать или не принимать такую точку зрения, но нельзя отказать ей в последовательности и обоснованности: все грамматические аффиксы объединяются в один тип (окончание, флексию) на основе их общей функции – служить средством выражения грамматических значений и образования грамматических форм. Здесь, как говорится, всё понятно.

Труднее понять, почему, приняв узкое, традиционное определение окончания, школьный учебник (1988) и «Русская грамматика» (1980) одни формообразующие аффиксы (‑ть/‑ти) называют окончаниями, другие (-л-, -е, -ее, -а, -я, ‑в-, -вши, -ши и т. п.) – суффиксами?»

 [1] Русский язык : учебник для 5 класса. М., 1988.

[2] Русская грамматика. М., 1982. Т. 1. § 175.

[3] См.: Баранов М. Т. Суффикс или окончание -ть, -ти в инфинитиве? // Рус. яз. в школе. 1974. № 2. С. 124–126.

[4] Шанский Н. М., Тихонов А. Н. Современный русский язык : в 3 ч. Ч. 2. Словообразование. Морфология. М., 1987. § 20.

[5] См., в частности: Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория : учебник для 5–9 кл. М., 1992. § 44, 46, 23. Современный русский литературный язык : учеб. для педвузов / под ред. П. А. Леканта. 2-е изд., испр. М., 1988. 216 с.

[6] Ср. иную точку зрения: Беловольская Л. А. Об аффиксах степени в именах прилагательных // Рус. яз. в школе. 2001. № 1.

[7] См.: Милославский И. Г. Зачем нужна грамматика? Книга для учащихся. М., 1988. С. 88–89. См. также: Виноградов В. В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. М., 1947. 607 с.; Винокур Г. О. Избранные работы по русскому языку. М., 1959. С. 410–411.