Спорные вопросы. О структуре форм повелительного наклонения

О СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТАХ ФОРМ ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ,

ВЫРАЖАЮЩИХ ПОБУДИТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ

 

Познакомьтесь с фрагментом статьи А. Г. Балакай «Некоторые спорные вопросы морфемного анализа в вузе и в школе» [Балакай, 2006]. Какая из предложенных интерпретаций структурных элементов повелительного наклонения кажется вам более убедительной? Почему?

«Традиционно считается, что глаголы повелительного наклонения образуются от основы настоящего – простого будущего времени с помощью формообразовательного суффикса -и- (ход/и/, ход/и/те) или с помощью нулевого суффикса -Æ- (читай/Æ/, читай/Æ/те).

В школьных учебниках (1988, 1992) словоформы типа читай, читайте; сядь, сядьте рассматриваются как «образованные без суффикса», с чем в принципе нельзя согласиться. Различия между нулевым суффиксом и отсутствием суффикса так же глубоки и значительны, как между нулевым окончанием и отсутствием окончания.

Иначе квалифицируются форманты повелительного наклонения в некоторых учебных пособиях для педвузов и в «Русской грамматике»: «Формы повелит. накл. – это личные формы ед. и мн. ч. Формы 2-го л. ед. ч. образуются от основы настоящего времени одним из двух способов: путём присоединения к основе наст. времени 1) флексии или 2) нулевой флексии при чередовании согласных в конце основы по твёрдости-мягкости… Формы 2-го л. мн. ч. повелит. накл. образуются путём присоединения к форме ед. ч. постфикса -те: иди-те, режь-те, таи-те; в возвратных глаголах постфикс -те стоит перед аффиксом -ся/-сь: купайтесь»[1].

Такая интерпретация, на наш взгляд, представляется спорной. При синхронном подходе к морфемному анализу форм наклонения неизбежно возникают вопросы.

Если формант сослагательного наклонения -л/бы признаётся суффиксом,[2] почему формант повелительного наклонения объявляется флексией? Ведь никакого отношения к выражению грамматических значений рода, числа, лица или падежа этот формант не имеет.

Соответственно, как следует понимать в данном случае термин «постфикс»? Известно, что в научной и учебной литературе он употребляется двояко: в широком значении (морфемы, расположенные после корня)[3] и в узком (суффиксы, следующие за окончанием; пофлексийные суффиксы)[4]. В вузовской практике преобладает тенденция к употреблению этого термина в узком значении; вероятно, действует сила системных отношений: если термин «префикс» однозначен и имеет вполне определённое значение («приставка»), то и противоположный ему «постфикс» стремится к определённости, соотносительности значения («аффикс, стоящий после окончания»)[5]. В «Русской грамматике» термин «постфикс», по всей видимости, употреблён именно в таком значении.

Но логично ли называть постфиксом формант -те, служащий для выражения значения множественного числа, т. е. выполняющий такую же грамматическую функцию, что и окончание в словоформе ходил/и? В таком случае придётся говорить о двух постфиксах в глаголе учитесь, выражающих разнородные значения. Подобное толкование представляется если не противоречивым, то, во всяком случае, недостаточно аргументированным.

На наш взгляд, более обоснованной следует считать точку зрения, в соответствии с которой формантами повелительного наклонения являются суффикс -и- и -ø- (нулевой суффикс), формантами числа – нулевое окончание: уч/и//сь, читай/Æ/ и окончание -те: уч/и/те/сь, читай/Æ/те.

Означает ли это, что в словоформах типа идёмте, споёмте два окончания: -ём (ом) и -те? Нет, окончание здесь одно -ём (ом) формы 1-го л. мн. ч. изъявит. накл., которая при побудительной интонации может быть употреблена в императивном значении: Идём спать (ср.: Мы идём спать). Морф -те в идёмте, споёмте является постфиксом (пофлексийным суффиксом) со значением «приглашения к совместности совершения действия» или как смягчительная форма вежливого побуждения к действию. «С присоединением аффикса -те в слове никаких новых синтаксических свойств не возникает, меняются лишь оттенки в его значении; например, в формах 1-го л. мн. ч. категорический призыв к совместному действию уступает место вежливому (ср. Пойдём со мной и Пойдёмте со мной[6].

Таким образом, мы имеем дело с двумя омонимичными морфемами: окончанием -те (1) с грамматическим значением мн. ч. и постфиксом -те (2) со словообразовательным значением вежливого приглашения к совместности действия. Соответственно, -те (2) входит в основу слова, а -те (1) не входит: ид/и/те, ид/ём/те».

 [1] Русская грамматика … § 1475–1477.

[2] См. Русская грамматика … Т. 1. С. 759. Часто этот морф прямо суффиксом не называется, говорится о «формах на », о «формах прошедшего времени», о формах, «омонимичных формам прошедшего времени»; -л- и -л-/бы – омонимичные суффиксы.

[3] Земская Е. А. Современный русский язык. Словообразование. М., 1973. С. 25.

[4] Шанский Н. М., Тихонов А. Н. Современный русский язык. Ч. 2. Словообразование. Морфология. М., 1987. С. 39.

[5] Лопатин В. В. Об одной разновидности аффиксов в русском языке // Рус. речь. 1975. № 2–3.

[6] Шанский Н. М., Тихонов А. Н. Современный русский язык. М., 1987. Ч. 2. С. 40.