Секция 2. Дошкольное образование как фундамент формирования самостоятельности личности

Приветствие

Приветствие

от Гаращенко Любовь Витальевна -
Number of replies: 12

Уважаемые коллеги!

Рада приветствовать Вас как участников конференции! 

Уверена, что в рамках нашего общения мы сможем не только познакомиться с теми проблемами, которые Вы поднимаете в своих научных поисках, но и получим ответы на интересующие нас вопросы, найдем единомышленников, выскажем свою точку зрения относительно тем, вынесенных на обсуждение.

Итак, первый вопрос.

Как вы считаете, можно ли говорить о познавательной самостоятельности у детей дошкольного возраста? Если да, то при каких условиях она будет развиваться?

In reply to Гаращенко Любовь Витальевна

Re: Приветствие

от Лось Василий -

Потребность ребенка действовать самостоятельно со средствами и предметами находится в зависимости от той позиции, которую занимает взрослый во взаимодействии с ребенком.

Резкое возрастание самостоятельности иногда становится причиной конфликта взрослого и ребенка. К сожалению, взрослые не всегда учитывает потребность ребенка освободиться от опеки, и пересекают каждую кажущуюся им активность.

Поэтому основой и необходимым условием для формирования самостоятельности является правильная организация сферы детского сада; исключительно важна атмосфера доверия, дружелюбия, выдержанность и т.д.

 


In reply to Гаращенко Любовь Витальевна

Re: Приветствие

от Антипина Ольга Владимировна -

Из опыта родителя могу сказать, что потребность в познавательной самостоятельности у малышей возникает по мере накопления некоторых навыков анализа и синтеза информации, поступающей извне. Наиболее ярко эта потребность проявилась у моих детей, когда они начали понимать прочитанное (примерно в возрасте 6 лет). Например, старшая выучила Гимн России, висевший в группе на стене.  Следовательно, контролировать поток информации, влияющий на проявление познавательной самостоятельности у детей дошкольного возраста - прямая обязанность педагогов  и родителей.

In reply to Антипина Ольга Владимировна

Re: Приветствие

от Голубчикова Марина -

Уважаемые коллеги! Хочется присоединиться к обсуждению. Безусловно, что самостоятельность личности - качество приобретенное, но, интересно, передаются ли задатки к развитию данного качества по наследству? Возможно, специалисты в области дошкольного образования могут привести свои примеры из практики?

In reply to Голубчикова Марина

Re: Приветствие

от Антипина Ольга Владимировна -

Не специалист в области дошкольного образования, но наблюдала развитие младших родственников, наблюдаю над этим качеством у своих детей, племянников, их сверстников. Скорее, это не гены, а пример того из родителей, который стал для ребенка моделью отношения к рабочим обязанностям, того, кто больше времени проводит на работе и говорит о ней дома. Мне кажется, когда примерно знаешь общую картину в семье, влиять на формирование самостоятельной активности ребенка легче.

In reply to Голубчикова Марина

Re: Приветствие

от Лось Василий -

Добрый день. Я считаю что самостоятельность у детей не передается по наследству. Самостоятельность это то качество которое прививают и развивают взрослые у ребенка- помогая тем самым развиваться гармонично и приобретать навыки самообслуживания.

In reply to Голубчикова Марина

Re: Приветствие

от Демченко Елена -

Формирование самостоятельности, по мнению Выготского Л.С. , во многом зависит от уровня сформированности памяти, мышления, развития внимания, речи и т.д. благодаря этому ребенок умеет подчинять свои действия той или иной задаче, добиваться цели, преодолевая возникшие трудности. 

По-моему мнению педагоги вполне могут воспитать самостоятельную личность в рамках детского сада, если у ребенка на достаточном уровне сформированы качества, перечисленные выше. 

In reply to Голубчикова Марина

Re: Приветствие

от Романова Татьяна -

Я считаю, что по наследству передаются задатки познавательной самостоятельности у детей дошкольного возраста. Ведь задатки – это природная расположенность к той или иной деятельности. Но разовьются ли задатки, станут ли они способностями — это зависит от социальных условий, обучения и воспитания, т.е. влияние наследственности всегда опосредуется обучением, воспитанием и социальными условиями. Природными особенностями обусловливаются пути и способы формирования психических свойств. Они могут влиять на уровень, высоту достижений ребенка в какой-либо области. При этом их воздействие на личность не прямое, а косвенное.


In reply to Гаращенко Любовь Витальевна

Re: Приветствие

от Егорова Александра -

Познавательная самостоятельность у детей дошкольного возраста существует и работает. Активизация познавательной деятельности детей необходима для получения положительной динамики развития детей. Она будет проходить более успешно, если ребенок станет осознавать самого себя как полноправного участника процесса обучения. При этом педагог должен таким образом построить занятие с ребенком, чтобы ему было понятно, куда он двигается в своем развитии, что дает ему тот или иной прием учебной работы. 

Организация познавательной деятельности может проходить посредством игрового метода, где содержание игр должно носить познавательный характер.Также можно предлагать детям самостоятельное выполнение домашних работ, связанных с исследованиями, поиском информации(это могут быть различные поделки,аппликации и т.д).

Если в результате домашней работы ребенок приобретет новые знания, выскажет необычные предположения, проявит желание что-то обсуждать, доказывать, слушать товарищей, то можно сказать, что познавательная деятельность учащихся развивается в нужном направлении. 

In reply to Гаращенко Любовь Витальевна

Re: Приветствие

от Боброва Евгения -

Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека.

Можно говорить о том, что самостоятельность дошкольника, понимаемая как стремление и способность ребенка настойчиво решать задачи своей деятельности, относительно независимые от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, знания, используя поисковые действия, является значимым фактором социально-личностного созревания и готовности к школьному обучению. Самостоятельность проявляется в создании сюжетов и организации совместных игр, в умении выполнять значимые поручения взрослых родителей и воспитателей, способности адекватно оценивать собственную деятельность и поведение и деятельность, и поведение других детей.


In reply to Гаращенко Любовь Витальевна

Re: Приветствие

от Суховнина Виктория -
Моё мнение- наиболее ярко познавательная самостоятельность у детей дошкольного возраста может проявляться в игре (не зависимо от игры в компании, или индивидуальной игры). 
In reply to Суховнина Виктория

Re: Приветствие

от Федотова Елена Леонидовна -

Уважаемые участники обсуждения! Благодарим вас за заинтересованный диалог, который показал, что выбранная тема действительно актуальна. Говоря о самостоятельности дошкольника, на мой взгляд, педагогу следует обращать внимание на мотивированность ребенка к проявлению самостоятельности, на те сферы, в которых он ее проявляет  в первую очередь, а также на такую значимую характеристику обсуждаемого качества как степень самостоятельности. В этом случае процесс развития самостоятельности обретет свои векторы, усиливающие соответствующую мотивировку, расширяющие сферы проявления самостоятельности, в том числе и учебной, укрепляющие степень самостоятельности ребенка.

In reply to Гаращенко Любовь Витальевна

Re: Приветствие

от Нарышкина Варвара -

Здравствуйте, уважаемые коллеги. На мой взгляд тема развития познавательной самостоятельности  у детей дошкольного возраста в данный момент очень актуальна. Я думаю, что особенности возраста и тяга к познанию нового, которой в большей степени наделены именно дети дошкольного возраста должна с помощью родителей и педагогов ДОУ направлена в нужное русло. Я поддерживаю высказанную выше точку зрения о том, что одним из самых эффективных способов развития познавательной самостоятельности на данном этапе является игровая деятельность. Если ребенок заинтересован в чем-либо, то это несомненно повысит самостоятельность.