Секция 1. Методологические подходы к развитию учебной самостоятельности личности как основе образования через всю жизнь: история и современность

А есть ли проблема?

А есть ли проблема?

от Голубчикова Марина -
Number of replies: 29

Методология компетентностного подхода, являющаяся сегодня детерминирующей в развитии теории и практики образовательного процесса не только в России, но и в мировом педагогическом сообществе, выводит ученых на качественно иное осмысление понятия учебная самостоятельность.  При этом считается, что достаточно изученными являются родственные понятия «самостоятельность», «самостоятельная деятельность», «самостоятельная работа», «самостоятельная познавательная деятельность», «учебно-познавательная деятельность», «учебная деятельность», «умение учиться». Однако, как отмечают исследователи, наиболее раскрыты лишь некоторые аспекты проблемы формирования умения учиться.

Тем не менее, в истории развития педагогической мысли и системы образования, и ранее существовали подходы к формированию и развитию данных личностных качеств. 

В рамках нашей секции предлагаю обсудить, насколько, в целом, имеет смысл говорить сейчас о проблеме учебной самостоятельности? Почему мы обращаемся к этой проблеме? В чем ее обновленный смысл? И какие методологические подходы могут послужить основой для еу решения, если проблема (на Ваш взгляд) все-таки существует?

Будем рады увидеть Ваши комментарии, примеры из практики, теоретические идеи и сформулированные вопросы к коллегам!

Приглашаю к обсуждению и  коллег с опытом, и только начинающих свой педагогический путь, и ученых, и практиков...

In reply to Голубчикова Марина

Re: А есть ли проблема?

от Меринова Дарья -

Развитие самостоятельной работы учащихся – задача чрезвычайной важности, так как от ее решения во многом зависит успех овладения детьми учебным процессом и поэтому проблема формирования учебной самостоятельности учащихся  является актуальной и по сей день. Это можно объяснить тем, что современный учитель ставит перед собой целый комплекс задач для достижения основной цели образования: формирование готовности учащихся к самоопределению и саморазвитию в постоянно изменяющихся условиях развития нашего общества.

Особую актуальность в развитие учебной самостоятельности определяет начальное образование. Дети не всегда умеют и могут проявить свою способность обходиться без помощи взрослого и при этом справляться с выполнением учебных и внеучебных заданий. Для этого нужна, во-первых, психологическая готовность.  Во-вторых, ребенок должен владеть элементарными навыками самоанализа и самооценки. В-третьих, ребенок должен обладать умением предвидеть ход и общий результат своих учебных действий. И наконец, в-четвертых, нужен простор для инициативы и творчества на всех этапах выполнения задания.

На мой взгляд для решения проблем, связанных с учебной самостоятельностью, следует создать социально-психологических условий для выработки самими обучающимися эффективного стиля познавательной учебной деятельности, основанного на умении сотрудничать. А для этого преподавателю (учителю) нужно: сформировать у детей необходимую позитивную мотивацию; сформировать необходимые и доступные навыки самоанализа и рефлексии («Какой я?»); дать возможность познать свои сильные и слабые стороны.

Самостоятельность учащегося – залог его успешного обучения в средней школе. Именно от того, как будут заложены основы самостоятельности в младшем школьном возрасте, зависит развитие этого важного качества в дальнейшем.


In reply to Меринова Дарья

Re: А есть ли проблема?

от Голубчикова Марина -

Благодарю за комментарий, Дарья! Действительно, учебная самостоятельность связана с умением самостоятельно организовывать свою деятельность, а, этому нужно учить. И чем раньше, тем лучше. Именно педагог должен заложить основу организации любой деятельности, последовательно проводя своих воспитанников через все ее этапы: ориентировочный, планирующий, исполнительский, контрольный, оценочный, корректирующий, рефлексивный. А не только подключать детей на исполнительском этапе...

In reply to Голубчикова Марина

Re: А есть ли проблема?

от Печёнова Наталия -

На мой взгляд, проблема всё таки существует. И видно её в начальной школе, там я работаю чуть больше полу года, и часто замечаю: дети несамостоятельные ни в учебном плане, ни в житейском, речь идёт конечно не о большинстве, но например, когда записываем домашнее задание, обязательно приходиться ходить и проверять все ли записали и обязательно найдётся несколько человек, которые сидят и "считают" ворон. Также часто забывают учебники, тетради, перекладывая вину на взрослых: мама не напомнила, бабушка не уследила. В таком случае, такие дети перестают отвечать за свои поступки, скорее всего проблема в том, что контролируют каждый шаг ребенка. Бывает, дети совершенно не хотят мыслить. Задание: написать приготовление любой еды в виде алгоритма, большинство приступили к заданию, остальные впали в ступор:

- А мы ничего готовить не умеем.

- А задание было что то приготовить?

- Нет

- Вы не представляете как покрашить салат или яйцо пожарить?

- А, это то знаем конечно..

Вопрос был закрыт. 

Здесь, конечно же необходима работа, в первую очередь, родителей и классных руководителей, вот несколько методик:

- Игра как средство формирования самостоятельности обучающихся;

- Бытовой труд, который развивает не только самостоятельность, но и ответственность;

- Умение анализировать работу, находить ошибки. Например, когда детям нужно обменятся тетрадями, посчитать количество ошибок и поставить соответствующую оценку;

- И конечно же осознание. Нужно объяснить ребенку, что учиться - это нужно ему, а не родителям. 

С этой проблемой необходимо работать в начальной школе, чтобы она не развивалась в дальнейшем.

 

 

In reply to Печёнова Наталия

Re: А есть ли проблема?

от Голубчикова Марина -

Спасибо, Наталия, за иллюстрацию практического опыта! Младший школьный возраст - самый сензитивный для развития учебной самостоятельности, по мнению психологов. Поэтому на учителях начальных классов лежит большая ответственность.

In reply to Голубчикова Марина

Re: А есть ли проблема?

от Трефилова Анна -

Добрый вечер!

Проблема, безусловно, имеется. Учебная самостоятельность - важнейшее условие для непрерывного образования, ведь, не имея самостоятельности в этом плане, человек и не будет заниматься своим образованием. Непрерывное образование - это цель современных законов в образовательной сфере. Но не получим ли мы на выходе парадокс: личность, обращенная с помощью учебной самостоятельности в непрерывный образовательный конструкт, будет постоянно заинтересована в обучении САМА, не уменьшит ли это роль педагога?

In reply to Трефилова Анна

Re: А есть ли проблема?

от Антипина Ольга Владимировна -

Не уменьшит, поскольку даже самой сознательной личности на определенном этапе требуется некая побудительная сила к действию. Осознание того, что есть что-то неизученное, непознанное подпитывается извне. Направить и скорректировать познавательную деятельность - задача педагога. Проблемой моей статьи (Секция 12) как раз стало освещение необходимости контроля над учебно-познавательной активностью самих преподавателей, реализующих новое направление в работе с иностранными студентами.

In reply to Антипина Ольга Владимировна

Re: А есть ли проблема?

от Голубчикова Марина -

Уважаемые коллеги, благодарю за дискуссию! Это проблема сегодняшнего дня. И риски для нашей профессии. Предлагаю продолжить обсуждение... Возможно, есть еще аргументы за и против? 

In reply to Голубчикова Марина

Re: А есть ли проблема?

от Трефилова Анна -

Может быть, для предотвращения риска необходимо изменение не только личности учащегося в сторону учебной самостоятельности, но и в целом - системы образования? Не должна ли вся система измениться? Ориентироваться на возобновляемость и векторные изменения? Наверняка в одни периоды интерес будут вызывать какие-то определенные вещи. На этом и стоит акцентироваться педагогу. Тогда он постоянно будет востребован.

In reply to Трефилова Анна

Re: А есть ли проблема?

от Голубчикова Марина -

Однозначно, Анна, и система образования должна поменяться, и система педагогического образования, в том числе... В связи с этим, опять возникает вопрос: а наши в очередной раз поменявшиеся ФГОСы высшего образования помогают ли определить вектор этих изменений?

In reply to Голубчикова Марина

Re: А есть ли проблема?

от Трефилова Анна -

Да, безусловно, постоянная модернизация не дает нам понять главного - а как всё же все эти изменения влияют на образование? Мы не можем сравнить результаты, потому что какой-то точки отсчета мы до сих пор не имеем!

In reply to Голубчикова Марина

Re: А есть ли проблема?

от Теплякова Людмила -

Проблема  формирования  учебной   самостоятельности  учащихся существует и является сегодня актуальной. В  условиях информационного общества, где происходит  постоянное увеличение и изменение данных, человек должен быть способен к быстрому, а значит самостоятельному овладению информацией, уметь точно и адекватно реагировать на изменяющиеся ситуации.

В идеале конечной целью учебной деятельности является достижение такого уровня развития учащихся, когда они оказываются в силах самостоятельно ставить цель деятельности, актуализировать необходимые для решения задачи знания и способы деятельности, когда они могут планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью. Однако ребёнок, окончивший школу, такими умениями владеет не всегда либо владеет в слабой степени. Нужно также понимать, что школа – это один из этапов формирования самостоятельности. Самостоятельность же − приобретаемое качество личности, оно формируется по мере взросления личности при наличии целого ряда условий, наиболее значительным из которых является расширение круга тех видов деятельности и тех сфер общения, где человек может обходиться без посторонней помощи, надеясь исключительно на имеющийся личный опыт. И в этом плане важным, конечно же, является дальнейшее образование личности (СПО или ВПО).

Для решения проблемы формирования учебной самостоятельности можно использовать следующие методологические подходы:

1)    повышение степени  самостоятельности  за счет такого построения обучения, в процессе которого осуществляется переход от указаний учителя на необходимость использования определенных знаний и действий в решении учебной задачи к самостоятельному отысканию подобных знаний и действий;

2)    степень  самостоятельности  учащихся будет возрастать и в том случае, если они будут переходить от овладения действиями в готовом виде к самостоятельному открытию отдельных действий и их систем;

3)    постепенный переход от задач репродуктивного характера к задачам творческим, требующим использования знаний и действий межпредметного характера.

 


In reply to Теплякова Людмила

Re: А есть ли проблема?

от Романова Татьяна -

На наш взгляд в нашем современном мире такая проблема, конечно же существует и целесообразным решением проблемы развития самостоятельной деятельности, обучающихся является использование в комплексе проблемной, проектной, игровой, групповой технологий обучения. Все эти технологии личностно ориентированы, в них осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, а также обучение в сотрудничестве. На этих технологиях позволяет включить каждого обучающегося в активную познавательную деятельность, предполагающую четкое осознание обучающимся того, где, каким образом, для чего полученные им знания могут быть применены. В связи с этим наиболее востребованным становится умение находить необходимую для решения поставленной задачи информацию не только в библиотеке, но и в научных, культурных и информационных центрах, систематизировать и обобщать ее и на этой основе формировать свое мнение и аргументировано защищать его. Коммуникативные технологии обучения, к которым относится проблемная, проектная, игровая, групповая технологии, построенные на познавательном диалоге, способствуют развитию самостоятельной деятельности.

In reply to Романова Татьяна

Re: А есть ли проблема?

от Голубчикова Марина -

Благодарю, Татьяна, за Ваше мнение! Безусловно, в рамках деятельностного подхода необходимо по-новому раскрывать возможности различных технологий, в том числе, коммуникативных и интерактивных...И это тоже задача для педагога-практика и педагога-исследователя... 

In reply to Теплякова Людмила

Re: А есть ли проблема?

от Голубчикова Марина -

Благодарю, Людмила! И тогда роль учителя в построении совместно с обучающимися схем ориентировочной основы деятельности (СхООД), не правда ли?

In reply to Голубчикова Марина

Re: А есть ли проблема?

от Теплякова Людмила -

Да, безусловно. Ведь схемы ориентировочной основы деятельности как раз и направлены на формирование самостоятельности обучающихся. После перехода СхООД в умственный план в процессе решения практических задач, посредством использования разных форм речи и разных форм деятельности происходит процесс экстериоризации, в результате которого самостоятельная практическая деятельность обучающихся осуществляется уже на основе СхООД, которые имеются в голове, то есть обучающийся знает, что делать и как делать, и делает. 

In reply to Голубчикова Марина

Re: А есть ли проблема?

от Федотова Елена Леонидовна -

Учебная самостоятельность, безусловно, востребованная в современных условиях личностная характеристика.  Ее личностно-развивающий ресурс уникален, и обусловлено это целым рядом обстоятельств. 

Во-первых, учебная самостоятельность есть частный случай проявления такого более емкого и масштабного (обобщенного) личностного свойства как самостоятельность личности в целом, а, значит, при ее развитии мы "работаем" на личностное самостроительство, учим свободе собственного выбора и ответственности за этот выбор,  определяя значимость самодостаточности человека для его успешной жизнедеятельности.

Во-вторых, учебная самостоятельность реализуется средствами учебной (образовательной) деятельности, которая выступает в качестве ведущей для любого человека на протяжении многих лет его жизни, он хорошо знаком с этой деятельностью, знает ее правила и особенности. Следовательно, можно предположить, что работа над самостоятельностью обучающихся в условиях учебной деятельности будет более продуктивной и личностно значимой.

В третьих, учебная самостоятельность, рассмотренная под данным углом зрения, служит, на наш взгляд, своеобразным "мостиком" к становлению индивидуальности человека средствами образования, а сама учебная самостоятельность выступает одним из вариантов проявления индивидуальности ...

In reply to Федотова Елена Леонидовна

Re: А есть ли проблема?

от Голубчикова Марина -

Благодарю, Елена Леонидовна, за системно-структурный подход к понятию! Очень ценный вывод о значимости данного качества для развития индивидуальности личности... 

In reply to Голубчикова Марина

Re: А есть ли проблема?

от Егорова Александра -
Моя профессиональная деятельность проходит в детской художественной школе и поэтому я отвечу именно по творческой самостоятельности обучающихся.Проблема  формирования  учебной   самостоятельности  учащихся конечно существует. Необходимо у учащихся вырабатывать навыки самостоятельной творческой работы , ведь это одна из главных задач обучения, которая ложится на плечи преподавателя изобразительного искусства. На уроках изобразительным искусством, где в основном идёт практическая работа, без активности и сознательности ученика добиться успеха невозможно.  Художественно-творческая и самостоятельная деятельность учащихся тесно перекликаются, ведь сознательная, активная и самостоятельная работа учащихся является отличным толчком для углубления и расширения полученных знаний, развивают интерес к делу, способствуют творческим исканиям.               

 Самостоятельная деятельность  возникает тогда, когда удовлетворяются  индивидуальные потребности ребенка.  Педагогу необходимо не нарушая замысла ребёнка, помочь создать условия для самостоятельной деятельности. Самостоятельность творческой деятельности условна, так как сама субъективность познания нового учащимися несёт в себе обязательность контроля со стороны учителя. Учитель должен стимулировать и направлять творческую познавательную деятельность учащихся, вырабатывая у них умения и навыки самостоятельной работы.Например, на уроках живописи ,при выполнении контрольной работы, используя метод рисования с натуры, учащиеся самостоятельно организовывают наблюдение и анализ натуры, после чего делают наброски и приступают к практическому выполнению задания. Учитель должен контролировать работу, но не помогать. После чего проходить просмотр, выставляются оценки и преподаватель аргументирует ошибки. Так ребенок может четко разграничивать для себя плюсы и минусы в данной работе и осознавать,что не необходимо для последующей правильности выполнения работы.

In reply to Егорова Александра

Re: А есть ли проблема?

от Голубчикова Марина -

Спасибо, Александра, за Ваш пример! Очень интересен механизм создания психического образа в творческой деятельности. Здесь есть над чем подумать. Например, какими должны быть схемы ориентировочной основы творческой деятельности, насколько они необходимы и достаточны? 

In reply to Голубчикова Марина

Re: А есть ли проблема?

от Брюханова Мария -

Добрый день! На мой взгляд, данная проблема все же существует. Попытаюсь аргументировать свою точку зрения. Мы живем в век стремительного развития технологий, ежедневно сталкиваемся с чем-то новым, ранее не изученным. Вследствие чего приходим к выводу, что, как бы это прискорбно не звучало, не можем научить человека всему тому, что может понадобиться ему на протяжении жизни. Но мне очень нравится тенденция современного образования, направленная на развитие самостоятельности обучающихся в части добывания знаний и применения их на практике, ведь только по-настоящему думающий человек способен идти в ногу со временем, где приоритетным стало непрерывное образование. При этом следует учитывать, что методы, способствующие развитию познавательной самостоятельности обучающихся (к примеру, метод проектов) прекрасно могут соседствовать с традиционными (лабораторные работы, методы наблюдения и эксперимента, учебными упражнениями и задачами и т.д.).  

Учебная самостоятельность лежит в основе непрерывного расширения кругозора, развивает инициативу, способствует формированию цельной и думающей личности, развивает творческий потенциал, является оплотом "образования через всю жизнь".

In reply to Брюханова Мария

Re: А есть ли проблема?

от Князькова Наталья -

Учебная самостоятельность - актуальная проблема современной педагогической науки и практики, поскольку процесс усвоения знаний, умений и навыков протекает индивидуально в зависит от мотивации учения, способностей, личностных качеств и уровня обученности занимающихся. 


In reply to Князькова Наталья

Re: А есть ли проблема?

от Голубчикова Марина -

Да, Наталья, эти факторы, безусловно, влияют. Но структура деятельности всегда едина. Следовательно, в процессе обучения под управлением педагога ученик должен ею овладеть, чтобы дальше в процессе самостоятельной деятельности уже применять сформированные схемы ориентировки...

In reply to Брюханова Мария

Re: А есть ли проблема?

от Голубчикова Марина -
Благодарю, Мария, за Ваше мнение! Действительно, непрерывное образование теряет свой смысл, если не будет развита учебная самостоятельность. Спасибо за ценное дополнение к дискуссии!
In reply to Голубчикова Марина

Re: А есть ли проблема?

от Сергеенко Евгения -

Проблема самостоятельности обучающихся не является новой, этому вопросу отводили исключительную роль ученые всех времен. Эта проблема является актуальной и сейчас. На мой взгляд, начинать решать эту проблему стоит с "головы", то есть с мотивов, которые побуждают наших учеников делать или не делать что либо. Все мы прекрасно понимаем, что человека нельзя успешно учить, если он относится к обучению и знаниям равнодушно, без интереса и не осознавая потребности в получении этих знаний. Мы можем усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины, но без внутренней мотивации это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же решить эту проблему? Существует множество вариантов: упросить, подкупить, заставить, но это не даст нужных плодов. Учителя совместно с родителями должны разработать стратегию для пробуждения у детей желания учиться. Ребенок должен ощущать себя активным субъектом учебного процесса, от которого в первую очередь зависит результат. Этому может способствовать применение технологий проблемное изложение материала, коллективный мозговой штурм, исследовательская деятельность детей и многое другое. Они дают ребенку замечательную возможность принять активное участие в процессе «добывания» знаний, а не быть их пассивным потребителем.

In reply to Сергеенко Евгения

Re: А есть ли проблема?

от Голубчикова Марина -

Действительно, Евгения, любая деятельность начинается с мотивации, с этапа ориентировки в этой деятельности. А дальше эта мотивация поддерживается, как Вы справедливо отметили, если обучающийся выступает субъектом по отношению к ней. Значит на всех последующих этапах деятельности (планировании, исполнении, контроле, оценке, коррекции, рефлексии) ученик тоже должен быть активным!

In reply to Голубчикова Марина

Re: А есть ли проблема?

от Вахрушева Любовь -

Повышению мотивации в обучении способствует устойчивая ситуация успеха ребенка: чем больше получается, тем более хочется узнать, больших вершинок достичь. Но сегодняшние программы настолько усложнены и зачастую перегружены, что дети просто не справляются. Объем и сложность заданий, например в начальной школе, совершенно не способствуют развитию самостоятельности. Отнюдь, они зачастую подразумевают активное участие родителя в поиске и получении образовательного результата. Иногда складывается ощущение, что при разработке программ, подборе методов и форм, определении стандартов обучения, совершенно не учитывается сам ребёнок, как субъект процесса, и, как говорил Антон Семёнович Макаренко: «…ребенок берется совершенно отдельно, как обезьяна или кролик в биологическом кабинете, и рассматривается. При помощи разных искусственных форм наблюдения, иногда оторванных от жизни, оторванных от коллектива, от широкого общественного движения и не диалектически, этот ребенок рассматривается, и естественно в таком случае, что картина получается не социальная, а биологическая.» И хочется привести ещё одну его цитату, которая как нельзя лучше характеризует нашу сегодняшнюю действительность в образовании: «Вот мы все выдумываем системы воспитания: так надо воспитывать, этак…  А на самом деле у родителей и воспитателей одна задача: сохранить к 18 годам нервную систему ребенка в целости и невредимости. Жизнь положит ему на плечи такой груз, что нервы понадобятся целенькие; а мы их в клочки рвем с малых лет…»


In reply to Вахрушева Любовь

Re: А есть ли проблема?

от Голубчикова Марина -

Да, к сожалению, Любовь, это характерно для нашей системы образования. Спасибо за обращение к классикам! Идеи Макаренко и сегодня остаются актуальными и до конца не реализованными...

In reply to Голубчикова Марина

Re: А есть ли проблема?

от Войнова Софья -

Соглашусь со всеми участниками секции, проблема несомненно есть, и весь образовательный процесс должен тем ли иным способом быть направленным на её решение. Наступает эра информационного века, и Россия не должна выпасть из этого всеобщего процесса, наши дети должны уметь самостоятельно и грамотно ориентироваться в нескончаемом потоке информации, а так же уметь эффективно организовать свою деятельность. На мой взгляд и некоторый опыт одним из продуктивным инструментом развития самостоятельности познающей личности это формирования блока регулятивных УУД, планирования, целеполагания и контроля. Данные умения обладают наибольшей степенью осознанности, позволяют проектировать и контролировать не только учебную деятельность, но жизнь в целом.

Поэтому считаю, что учителям нужно серьезно подходить к формированию регулятивных УУД, использовать разнообразные методы, приемы, которых уже разработано исследователями в достаточной мере.