Секция 6. Среднее профессиональное образование – трамплин для развития самостоятельности личности в построении успешной карьеры

Дискуссионные вопросы

Дискуссионные вопросы

от Меринова Дарья -
Number of replies: 9

Меня, как преподавателя гуманитарных дисциплин (русский язык и литература), интересуют следующие вопросы:

Какова роль самостоятельности в учебной деятельности СПО при обучении студента-первокурсника предметам гуманитарного цикла? Каковы основные направления и черты развития самостоятельности студента, изучающего «не свои» предметы? 


In reply to Меринова Дарья

Re: Дискуссионные вопросы

от Теплякова Людмила -

Предметы  гуманитарного  цикла в   СПО  направлены на формирование единства общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития, саморазвития и самообразования личности будущего специалиста независимо от конкретной специальности. Следует сказать о том, что сегодняшнее поколение студентов больше задумывается о том, что  предметы  по профилю намного важнее, чем  предметы   гуманитарного  цикла, или зачем им навыки культурного общения, выражения мысли, если они должны уметь работать не языком, а руками и головой одновременно. Поэтому необходимым и основным направлением работы преподавателей гуманитарных дисциплин является совмещение усвоения предметных знаний, умений и навыков с развитием ключевых компетенций.

Стоит заметить, что в колледж приходят разные студенты: кому-то трудно выступать перед публикой,  кто-то всё усваивает и делает задания быстро, кто-то наоборот медленно выполняет задания. Такая классификация обучающихся присутствует в каждом учебном заведении.

Необходимо учитывать и другие проблемы. Например, такие, как незаинтересованность в предмете, низкий уровень запоминания материала и самостоятельного мышления, снижение грамотности и культуры общения студентов.

Одним из основных способов решения поставленных проблем является организация самостоятельной работы студентов. Следовательно, роль преподавателя на сегодняшний день сводится к следующему: не вручать готовых решений обучающемуся, а протянуть руку помощи в поиске точных ответов на вопросы; формировать ситуации, заставляющие самостоятельно продумывать ответ; включать в сферу самостоятельной познавательной деятельности учащихся всё разнообразие содержащихся в предмете знаний; направлять процесс обучения и осуществлять контроль.

Самостоятельной работа формирует у студента практические навыки, развивает ответственность, умение пользоваться источниками информации, анализировать их и находить что-то новое для себя.

Если говорить об основных направлениях развития самостоятельности студентов, то нужно сказать о внеаудиторной самостоятельной работе, которая выполняется студентами по заданию преподавателя, но не без его непосредственного участия.

Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть, например, составление плана текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; учебно-исследовательская работа; использование аудио и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета; составление плана и тезисов ответа; анализ текста; подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов, презентаций, тематических кроссвордов.

 

 

 

 


In reply to Меринова Дарья

Re: Дискуссионные вопросы

от Трефилова Анна -

Добрый вечер!

Мне кажется, роль предметов образовательного цикла "Филология" несет общекультурную направленность. Такие курсы формируют как культурные, так и специальные навыки, так как представителю любой профессии нужно уметь грамотно излагать свои мысли. Но, думаю, что для технических направлений уместнее преподавать культуру речи и деловую переписку, чтобы обучающиеся умели работать с бумагами, которых сейчас очень и очень много.

In reply to Трефилова Анна

Re: Дискуссионные вопросы

от Меринова Дарья -

Анна, спасибо за ответ! Действительно, если рассматривать данный вопрос с точки зрения развития самостоятельности личности студента, то изучение такой гуманитарной дисциплины как культура речи может сыграть важную роль в построении успешной карьеры (например грамотное написание резюме).

In reply to Меринова Дарья

Re: Дискуссионные вопросы

от Трефилова Анна -

Дарья, скажите, как ваше учреждение СПО решает эту важную задачу?

In reply to Трефилова Анна

Re: Дискуссионные вопросы

от Меринова Дарья -

Спасибо за вопрос. Анна, я считаю, что главная задача - это в первую очередь заинтересовать своим предметом, и здесь речь идет не только о гуманитарных дисциплинах, а о всех в целом. Плюс, объяснить студенту важность данных дисциплин, несмотря на то, что они "не имеют прямого отношения к их профессии" (цитирую студентов)

In reply to Меринова Дарья

Re: Дискуссионные вопросы

от Благинина Светлана -

Действительно очень важно! Полностью с вами согласна.

In reply to Благинина Светлана

Re: Дискуссионные вопросы

от Федотова Елена Леонидовна -

Уважаемые участники обсуждения! От имени оргкомитета конференции благодарим вас за проделанную работу! Обсуждение было заинтересованным, выдвинутые проблемы - актуальными, требующими своего решения. Надеемся на дальнейшее сотрудничество!