Предметы
гуманитарного
цикла в СПО направлены
на формирование единства общекультурного, социально-нравственного и
профессионального развития, саморазвития и самообразования личности будущего
специалиста независимо от конкретной специальности. Следует сказать о том, что
сегодняшнее поколение студентов больше задумывается о том, что предметы
по профилю намного важнее, чем предметы
гуманитарного
цикла, или зачем им навыки культурного общения, выражения мысли, если они
должны уметь работать не языком, а руками и головой одновременно. Поэтому
необходимым и основным направлением работы преподавателей гуманитарных
дисциплин является совмещение усвоения предметных знаний, умений и навыков с
развитием ключевых компетенций.
Стоит заметить, что в колледж приходят
разные студенты: кому-то трудно выступать перед публикой, кто-то всё усваивает и делает задания быстро,
кто-то наоборот медленно выполняет задания. Такая классификация обучающихся
присутствует в каждом учебном заведении.
Необходимо учитывать и
другие проблемы. Например, такие, как незаинтересованность в предмете, низкий
уровень запоминания материала и самостоятельного мышления, снижение грамотности
и культуры общения студентов.
Одним из основных способов
решения поставленных проблем является организация самостоятельной работы студентов. Следовательно, роль преподавателя на сегодняшний день сводится к
следующему: не вручать готовых решений обучающемуся, а протянуть руку помощи в
поиске точных ответов на вопросы; формировать ситуации,
заставляющие самостоятельно продумывать ответ; включать в сферу
самостоятельной познавательной деятельности учащихся всё разнообразие
содержащихся в предмете знаний; направлять процесс обучения и осуществлять контроль.
Самостоятельной работа формирует у
студента практические навыки, развивает ответственность, умение пользоваться
источниками информации, анализировать их и находить что-то новое для себя.
Если говорить об основных направлениях
развития самостоятельности студентов, то нужно сказать о внеаудиторной
самостоятельной работе, которая выполняется студентами по заданию
преподавателя, но не без его непосредственного участия.
Видами заданий для
внеаудиторной самостоятельной работы могут быть, например, составление плана
текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и
справочниками; учебно-исследовательская работа; использование аудио и видеозаписей,
компьютерной техники и Интернета; составление плана и тезисов ответа; анализ
текста; подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка
рефератов, докладов, презентаций, тематических кроссвордов.