Секция 4. Возможности системы дополнительного образования детей в развитии учебной самостоятельности воспитанников

В чем вы видите возможность сохранения устойчивой мотивации и активного интереса обучающихся к избранному виду деятельности в дополнительном образовании? Возможно ли это на протяжении всего курса обучения?

В чем вы видите возможность сохранения устойчивой мотивации и активного интереса обучающихся к избранному виду деятельности в дополнительном образовании? Возможно ли это на протяжении всего курса обучения?

от Родионова Надежда -
Number of replies: 14

Под «дополнительным» понимается мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.


In reply to Родионова Надежда

Re: В чем вы видите возможность сохранения устойчивой мотивации и активного интереса обучающихся к избранному виду деятельности в дополнительном образовании? Возможно ли это на протяжении всего курса обучения?

от Егорова Александра -
Здравствуйте Надежда!Интересный вопрос.  В дополнительном образовании обучающихся важна некая определенность выбора деятельности.Кто-то выберет спорт, кто-то хореографию, а кто-то вовсе любит рисовать и хочет работать именно в этом направлении.Важно сохранить интерес обучающегося к данному выбору,  а именно с помощью поощрения(победа в конкурсах  и активное участие в них), интересная программа обучения, поддержка учащегося со стороны школы и со стороны родителей, особенно это важно и просто необходимо в первый год обучения. Дальше ребенок видит свои результаты, у него появляется возможность реализовать себя и быть значимым.Обучающийся работает над собой и развивается с нравственной,творческой,профессиональной стороны, что может способствовать и выбору его профессиональной деятельности. 
In reply to Егорова Александра

Re: В чем вы видите возможность сохранения устойчивой мотивации и активного интереса обучающихся к избранному виду деятельности в дополнительном образовании? Возможно ли это на протяжении всего курса обучения?

от Антипина Ольга Владимировна -

Согласна. Причем поощрение должно быть не только в устной форме (похвала в домашней обстановке, с глазу на глаз, перед классом, на собрании и т.д.), но и обязательно подкрепляться чем-либо материальным, что свидетельствует о результате участия в мероприятии, хотя бы документом об участии (сертификат, диплом, грамота). Система портфолио активно применяется в школах (индивидуальные стипендии от школьных спонсоров) и в различных конкурсах, где предъявление портфолио - одно из обязательных условий участия в начальных этапах. 

In reply to Родионова Надежда

Re: В чем вы видите возможность сохранения устойчивой мотивации и активного интереса обучающихся к избранному виду деятельности в дополнительном образовании? Возможно ли это на протяжении всего курса обучения?

от Лось Василий -

Применительно к среде дополнительного образования это предполагает готовность и способность учащегося к выполнению различных социально значимых видов деятельности (игровой, учебной, коммуникативной и др.), которые обеспечивают ему социальную адаптацию в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями. Одним из условий для создания у обучающихся  интереса  к обучению  является возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению – использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от воспитанников активной поисковой деятельности. Для детей необходима не только учебная деятельность, как основа последующего успешного функционирования в обществе, Но и комфортная и доброжелательная атмосфера в коллективе.

Следовательно, необходимо развитие мотивации обучения.

Основой успешной учебной деятельности воспитанника является высокий уровень мотивации к данному виду деятельности.


In reply to Лось Василий

Re: В чем вы видите возможность сохранения устойчивой мотивации и активного интереса обучающихся к избранному виду деятельности в дополнительном образовании? Возможно ли это на протяжении всего курса обучения?

от Голубчикова Марина -

Добрый день, уважаемые коллеги! Как утверждает П.Я Гальперин, мотивирует к деятельности сама деятельность. Если ребенок становится субъектом всех этапов деятельности: от ориентировки до рефлексии. Если контроль, оценка и коррекция превращаются в самоконтроль, самооценку и самокоррекцию, воспитанник начинает чувствовать личностный смысл в том, что он делает. И это становится двигателем к дальнейшему освоению данной деятельности....

In reply to Голубчикова Марина

Re: В чем вы видите возможность сохранения устойчивой мотивации и активного интереса обучающихся к избранному виду деятельности в дополнительном образовании? Возможно ли это на протяжении всего курса обучения?

от Антипина Ольга Владимировна -

Возможно, недостаточная сформированность этих качеств с приставкой "само-" и является причиной низкой мотивации к учебе в вузе? При этом сами обучающиеся чувствуют себя вполне комфортно и искренне не понимают, почему преподавателю что-то не нравится в его поведении, отношении к учебе и т.п.  Особенно остро чувствуется это в иностранных студентах (дальнее зарубежье).

In reply to Голубчикова Марина

Re: В чем вы видите возможность сохранения устойчивой мотивации и активного интереса обучающихся к избранному виду деятельности в дополнительном образовании? Возможно ли это на протяжении всего курса обучения?

от Благинина Светлана -

Спасибо огромное за интересный ответ!

In reply to Лось Василий

Re: В чем вы видите возможность сохранения устойчивой мотивации и активного интереса обучающихся к избранному виду деятельности в дополнительном образовании? Возможно ли это на протяжении всего курса обучения?

от Егорова Александра -

Да,высокий уровень мотивации к данному виду деятельности необходим, поскольку ребенок должен быть заинтересован тем,чем он занимается. Скажите пожалуйста, применяете ли вы развитие мотивации обучения? Если да,то как?

In reply to Егорова Александра

Re: В чем вы видите возможность сохранения устойчивой мотивации и активного интереса обучающихся к избранному виду деятельности в дополнительном образовании? Возможно ли это на протяжении всего курса обучения?

от Родионова Надежда -

Здравствуйте, уважаемые коллеги!  Здравствуйте, Александра! Благодарю за Ваши комментарии! Сохранение устойчивой мотивации и поддержание активного интереса к учёбе - вопрос очень актуальный и непростой.  Каждый ребёнок уникален. У каждого по-особенному складывается "отношения с учёбой". К нам в художественную школу дети приходит в возрасте 10-12, а выпускаются 15-17-летними! Самый сложный период формирования личности приходится на "художку". Получая предпрофессиональное художественное образование, как то и музыкальное, не может быть и речи о "перерывах" в учёбе! Наши дети, возвращаясь на занятия даже после болезни(отсутствуя 1-2 недели), говорят с большим удивлением и огорчением:"Как-будто полгода не был..."  У нас, как в спорте, упражнения и тренировки должны быть системными, тогда будут и победы. Программа школьная составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, нет ничего невозможного и непосильного. Есть особенности возраста детей. В соответствии с этими особенностями применяем различные способы для мотивации  наших учеников. 1-2 класс(10-13 лет) - это эмоциональная нагрузка. Детям необходим восторг, восхищение, удивление от того процесса, в котором они "живут" в худ. школе и от результата своей деятельности( осваиваем  большое количество материалов, учимся пользоваться различными инструментами, изучаем и применяем разнообразные техники исполнения в работах, изготавливаем подарки для близких, для детей из спец. интернатов и др.). 13-15 лет - период, когда детям(считающим себя очень взрослыми!) необходимо видеть профессионализм в своих работах, и это требует больших усилий и постоянства в занятиях , а очень хочется погулять с друзьями и т.п. В этот момент и снижается мотивация. Друзья, как правило ничем не увлеченные, оговаривают от посещения занятий. Появляется множество соблазнов. Важно этот момент не упустить и плотно контактировать с родителями. У учащихся старших классов ДХШ(15-17 лет) более устойчивая мотивация. Они уже обрели определённое мастерство, и имеют свои планы на будущее. Теперь особенно важно понимание возможности применения своих умений в реальной жизни. Увидеть эти возможности учащемуся должен помочь учитель. Мы показываем ученикам, как можно оформить интерьер дома, дачи, специально выполняя задания на прикладной композиции, как "Вставку" в интерьер, анализируем влияние цвета на человека и т.д. Поработав в объемно-пространственной композиции дети помогают родителям обустраивать дачные участки( мой ученик создал у бабушки на даче настоящий японский сад камней - гордость бабушки). Основываясь на своем немалом опыте работы в ДХШ(31 год), могу сказать, что детям не так важны грамоты и дипломы(хотя наши дети много участвуют и побеждают в олимпиадах, выставках-конкурсах ), как признание  семьи, знакомых и незнакомых, но конкретных людей. Объединяя всех наших учеников мы оформляем  ко всем праздникам здание СОШ, в которой находится наше помещение, актовый зал и сцену школы, каждый раз придумывая  новое, стильное, современное оформление. Изготавливаем декорации, реквизит, помогаем с костюмами и гримом школьному театру. Дети, родители, учителя, гости школы, конечно же не оставляют без внимания и похвалы наших художников. И у детей "вырастают крылья". По просьбе управляющей компании и жителей нашего района расписываем балконы и заборы, тщательно продумывая тематику и стиль исполнения. Как следствие - одобрение и восхищение жителей.  Еще много подобных примеров в нашей практике.  Дети ощущают свою необходимость.Приходит понимание того, как можно применять в жизни свои умения, даже если увлечение не становится профессией.  Конечно, такая активная деятельность требует от учителя постоянной готовности к освоению новых знаний, технологий и желания меняться и обновляться.

In reply to Родионова Надежда

Re: В чем вы видите возможность сохранения устойчивой мотивации и активного интереса обучающихся к избранному виду деятельности в дополнительном образовании? Возможно ли это на протяжении всего курса обучения?

от Егорова Александра -

Надежда, я зачиталась.Очень вас понимаю, наша школа тоже сталкивается постоянно с подобными ситуациями. Нужно постоянно развиваться педагогическому творческому коллективу и мотивировать детей.  Для детей и правда не важны грамоты(скорее это приятнее родителям), хоть и это своего рода мотивирование. Важно скорее для ребенка как вы и сказали уже это поддержка родных и близких, доброе отношение педагогов и здоровая обстановка в школе. Когда ученик почувствует себя нужным, что он может сделать своими руками подарок, что может сам нарисовать портрет и разработать проект усадьбы, у него загорятся глаза и запоёт душа....тут же сразу появляются новые идеи, хочется развиваться и двигаться вперед.

In reply to Егорова Александра

Re: В чем вы видите возможность сохранения устойчивой мотивации и активного интереса обучающихся к избранному виду деятельности в дополнительном образовании? Возможно ли это на протяжении всего курса обучения?

от Благинина Светлана -
In reply to Родионова Надежда

Re: В чем вы видите возможность сохранения устойчивой мотивации и активного интереса обучающихся к избранному виду деятельности в дополнительном образовании? Возможно ли это на протяжении всего курса обучения?

от Малютина Мария -
Наверное не всегда возможно сохранять активный интерес обучающихся на протяжении всего курса обучения. Даже если ребенку искренне нравится то, чем он дополнительно занят, нужно делать небольшие перерывы в обучении, давая возможность ребенку отдохнуть. Все мы понимаем, что помимо дополнительного обучения есть основное образование, и в школе могут "много задавать", или ребенок может просто устать. Поэтому стоит чередовать занятия в интенсивном режиме с умеренными или даже с развлекательными, чтобы дети шли с мыслью, что же ждет их сегодня на занятиях, и тем самым их интерес не будет пропадать! 
In reply to Малютина Мария

Re: В чем вы видите возможность сохранения устойчивой мотивации и активного интереса обучающихся к избранному виду деятельности в дополнительном образовании? Возможно ли это на протяжении всего курса обучения?

от Антипина Ольга Владимировна -

Верно! Потому что существуют ситуации, когда ребенок занимается в одном и том же коллективе (например, музыкальном) с младших классов, достиг определенных успехов, но понимает, что это не будет его основным занятием в жизни. Можно понять и преподавателя, который вложил в ученика за эти годы столько труда, что ему проще задействовать его в различных проектах и конкурсах, чем готовить нового участника. Но у ребенка приоритеты изменились! Он не может отказать человеку, с которым сложились комфортные межличностные отношения и буквально заставляет себя продолжать работать в прежнем режиме... 

In reply to Родионова Надежда

Re: В чем вы видите возможность сохранения устойчивой мотивации и активного интереса обучающихся к избранному виду деятельности в дополнительном образовании? Возможно ли это на протяжении всего курса обучения?

от Трефилов Дмитрий -

Добрый вечер! Вопрос, несомненно, насущный. Ведь очень часто дети в сентябре записываются на множество кружков, а к маю уже перезапишутся несколько раз в другие области.

Думаю, главное - это устойчивая внутренняя мотивация к тому, что делаешь. А зависит это, наверное, от интереса ребенка. Если он сам выбирает робототехнику, а не родители, то вряд ли он поспешит сменить ее в марте на балетную школу. Другое дело, что все же доп.образование - это часть образовательного процесса, дети растут, меняются, и интерес их может измениться. Если сфера интереса изменилась, но ребенок все же остался в доп.образовании, а не лежит на диване, играя в приставку, это уже главное. Пусть ищет себя, пусть меняет кружки, но в развитии не останавливается!

In reply to Трефилов Дмитрий

Re: В чем вы видите возможность сохранения устойчивой мотивации и активного интереса обучающихся к избранному виду деятельности в дополнительном образовании? Возможно ли это на протяжении всего курса обучения?

от Егорова Александра -

Да, Дмитрий, верно говорите. Пусть ребенок лучше ищет себя, записывается на различные кружки, пробует себя в различных областях, чем будет сидеть в телефоне сутками напролет и играть в компьютерные игры.