Секция 6. Среднее профессиональное образование – трамплин для развития самостоятельности личности в построении успешной карьеры

Дискуссионные вопросы 2

Дискуссионные вопросы 2

от Меринова Дарья -
Number of replies: 5

Все мы прекрасно знаем, что активная самостоятельная работа студентов возможна при наличии серьезной и устойчивой мотивации.

 Какие основные методы, способствующие активизации самостоятельной работы, вы используете (будете использовать) в своей работе?

In reply to Меринова Дарья

Re: Дискуссионные вопросы 2

от Теплякова Людмила -

Важнейшим условием повышения интереса студентов к учению является использование самостоятельных работ, стимулирующих к активному поиску. Поэтому совершенствование содержания и форм самостоятельной работы студентов − это задача современного обучения. Самостоятельная работа студентов может осуществляться, во-первых, в процессе аудиторных занятий  (на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнении лабораторных работ);  во-вторых, на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.;  в-третьих, при выполнении студентом учебных и творческих задач.

Если говорить о конкретных методах, то можно применять метод интенсивного обучения, который особенно подходит для первых занятий (визитные карточки, заполнение анкет, диалоги-опросы). Также интересным для меня показался метод Кобленца, который направлен на обучение активной устной речи. Этот метод кажется мне актуальным, так как в современном мире есть проблема, связанная с тем, что студенты не умеют ясно и чётко выражать свои мысли. Кобленц считал, что текст ограничивает инициативу студента. По его мнению, преподаватель-филолог должен предоставлять набор конструкций и определенный лексический материал. Вставляя в нужное место нужные слова и словосочетания в этих конструкциях, можно создать множество вариантов текста, можно развить навыки правильного использования изученного лексического материала, высказывать свои мнения.



 

 

 


In reply to Меринова Дарья

Re: Дискуссионные вопросы 2

от Трефилова Анна -

Добрый вечер!

Я, пока работала в школе, старалась максимально привлечь детей к проектной и исследовательской деятельности. Мне кажется,  самостоятельный поиск информации по интересующей лично тебя теме максимально активизирует интерес школьника. Но это в системе школы, специфика СПО мне, увы, неизвестна.

In reply to Меринова Дарья

Re: Дискуссионные вопросы 2

от Новикова Мария -


Как бы абсурдно это не звучало, но иногда активная самостоятельная работа студента и есть мотивация к обучению. Сейчас уже система обучения отошла от традиционных форм проведения занятий, от обычных скучных лекций, она имеет различные методы обучения. Студентам немаловажно проявить себя, свои способности и таланты, и в этом им поможет самостоятельная работа. Предоставляя личностную и профессиональную свободу, преподаватель  добивается прочных знаний, формирует духовную основу, подлинные жизненные ценности, общие компетенции студентов. Самостоятельная и творческая деятельность студентов развивает стремление к поиску альтернативных способов решения ситуаций и жизненных проблем. 

Индивидуальные предпочтения в обучении и способности к обучению определенным образом влияют на мотивацию студентов. При столкновении с возможностями обучения, которые не кажутся привлекательными или представляются слишком трудными, мотивация студента не будет высокой. Чем выше уровень уверенности, самосознания и самооценки студента, тем выше будет его мотивация к использованию возможностей обучения, к принятию ответственности за повышение имеющихся у него общих компетенций. 

В реальных условиях техникума мотивация активизации и эффективности самостоятельной работы зависит от: внедрения в учебный процесс новых методик преподавания; обучения преподавателей новым приемам и методам работы; обмена передовым опытом преподавательской деятельности и его распространение; внедрения современных информационных технологий. 

В процессе обучения функция передачи преподавателем знаний должна уменьшаться, а доля самостоятельности студентов соответственно расти. Одним из перспективных методов решения этой проблемы являются проблемно-деловые и ролевые игры, ориентированные на развитие и творчество, направленные не на учебное имитирование известных выходов из проблем, а на поиск решения реальных проблем, которые традиционными методами эффективно разрешить невозможно.

Организация процесса совместного решения познавательных задач возможна в форме игр, коллективной работы. Также можно применять написание таких самостоятельных работ, как: рефераты, доклады, разработка и реализация проектов на тему, которая затрагивает и интересует непосредственно самого обучающегося. У обучающихся "загораются глаза", когда им предстоит какая-либо творческая работа: создание видео-ролика, составление презентаций, изготовление изделий своими руками и т.д. Отличной мотивацией является ожидание результата, получение продукта, выполненного своими собственными руками.

Формирование у студентов мотивации к самостоятельной деятельности необходимо не только для того, чтобы успешно учиться в техникуме, а потом и в вузе, но и для эффективной социальной адаптации во взрослой жизни, обеспечения успеха в дальнейшей профессиональной деятельности. Знания, добытые самостоятельно, надолго остаются в памяти, в сознании.
In reply to Новикова Мария

Re: Дискуссионные вопросы 2

от Меринова Дарья -

Спасибо за участие в обсуждении. Поддерживаю, что высокий уровень уверенности, самосознания и самооценки студента так или иначе влияет на его мотивацию.