Секция 6. Среднее профессиональное образование – трамплин для развития самостоятельности личности в построении успешной карьеры

Дискусионные вопросы 3

Дискусионные вопросы 3

от Меринова Дарья -
Number of replies: 21

Поговорим о кейсе, как о технологии, которая направлена на развитие самостоятельности. Вообще, мне кажется, что кейс нельзя рассматривать как исключительно обучающую технологию. Поскольку, в нем заложен огромный воспитательный потенциал, который можно использовать в процессе формирования профессиональной модели поведения будущего специалиста.  В кейсы должна быть заложена информация, содержащая различные варианты профессиональной модели поведения специалиста, анализ которых дает возможность студентам оценить значение таких нравственных качеств, как трудолюбие, ответственность, порядочность в построении успешной карьеры.

О чем должен помнить преподаватель при разработке кейсов, которые направлены на развитие самостоятельности обучающихся в построении успешной карьеры? С какими проблемами он может столкнуться?



In reply to Меринова Дарья

Re: Дискусионные вопросы 3

от Трефилова Анна -

Мне кажется, прежде всего, преподаватель должен учитывать специфику группы. В русле дифференцированного подхода вряд ли будет уместно использовать один и тот же кейс для 3-4 групп. Еще, мне кажется, важна практическая составляющая - кейс должен быть связан с деятельностью, а не быть копией учебника. и еще одна важная деталь - обратная связь. Мы должны видеть работу студента, чтобы кейс не стал той парой или уроком, где можно отдохнуть и расслабиться.

In reply to Меринова Дарья

Re: Дискусионные вопросы 3

от Теплякова Людмила -

Использование метода кейса способствует формированию у студентов практических навыков по решению ситуаций, постоянно возникающих в ходе их профессиональной деятельности, а также развитию аналитических, практических, коммуникативных, творческих навыков, навыков самоанализа и др. Как мне кажется, преподаватель должен делать кейс таким, чтобы студент видел, что ему это действительно нужно и полезно. При этом обучение с использованием метода кейсов будет позитивно восприниматься самими студентами, если они будут рассматривать решение кейса, с одной стороны, как игру, с другой, как возможность применить полученные знания на практике, поскольку ситуации, анализируемые в рамках кейса, берутся из реальной жизни, собственной практической деятельности студента или преподавателя. Поэтому преподавателю при создании кейса следует учитывать актуальность этого задания для конкретных студентов.



In reply to Меринова Дарья

Re: Дискусионные вопросы 3

от Razumova Kristina -

По моему мнению, важным достоинством кейс-метода является не столько получение знаний и формирование практических навыков, сколько развитие системы ценностей обучающихся, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миропреобразования. Таким образом, преподаватель должен знать в какое русло он направляет учеников, и, безусловно, сам должен обладать нравственной системой ценностью.

In reply to Razumova Kristina

Re: Дискусионные вопросы 3

от Меринова Дарья -

Спасибо за ваше участие в обсуждении! Кристина, а планируете ли вы использовать данную технологию в своей работе?

In reply to Меринова Дарья

Re: Дискусионные вопросы 3

от Razumova Kristina -

Безусловно, кейс-технология крайне важна в преподавательской деятельности. Думаю, в процессе работы учителем, буду использовать данную технологию. И спасибо Вам, Дарья, за статью, где тщательно разобрана сущность кейс-технологии и так подробно рассмотрены вопросы применения кейс-технологии в образовательном процессе уроках литературы. 

In reply to Меринова Дарья

Re: Дискусионные вопросы 3

от Трефилов Дмитрий -
Добрый вечер!

Считаю (в специфике преподаваемого предмета) наиболее важным коммуникативный аспект. 

По крайней мере на уроке английского языка (да и на литературе, русском, истории) очень важна социальная роль кейса.

Кейс должен развивать не только учебную, но и коммуникативную самостоятельность личности - он должен побуждать к дискуссии, должен побуждать к взаимодействию как внутри рабочей группы, так и за ее пределами.

И, разумеется, это важно в карьерном плане. Для прохождения интервью, чтобы понравиться работодателю, чтобы построить успешное взаимодействие с коллегами.

In reply to Трефилов Дмитрий

Re: Дискусионные вопросы 3

от Меринова Дарья -

Большое спасибо за участие. Действительно, роль кейса очень важна. А какой вид кейса вы чаще всего используете в разработке своих уроках?

In reply to Меринова Дарья

Re: Дискусионные вопросы 3

от Трефилов Дмитрий -

Спасибо за интерес! Чаще всего беру проблемные и интерактивные кейсы. Они отлично вписываются в канву урока английского. Для ОРКСЭ предпочитаю кейсы-айсберги. А вы, Дарья?

In reply to Трефилов Дмитрий

Re: Дискусионные вопросы 3

от Никитина Елена Александровна -
Добрый день, Дмитрий!  Расскажите, пожалуйста, как воспринимают ученики 4 класса работу с кейсами? Не сложно? Вы даете четкие указание? Некий алгоритм?
In reply to Никитина Елена Александровна

Re: Дискусионные вопросы 3

от Трефилов Дмитрий -

Добрый день, Елена!

Ученики начальных классов по-разному реагируют на кейс-стади. Очень многие радуются возможности поработать в группе, многие реализуют себя в разных функциях: в этой группе ты отвечаешь, в другой ты же главный за творческое оформление и т.д. Но, в целом, кейсы с малышами сложновато идут, здесь я предпочитаю игровые технологии. Получается некий игровой кейс, такое размытое понятие. Все же больше с кейсами работаю с большими, у меня 9-11 в основном. В "началке" уже 3 года не работаю.

In reply to Трефилов Дмитрий

Re: Дискусионные вопросы 3

от Меринова Дарья -

Я как и Вы чаще использую проблемные кейсы. Но бывает, что использую  и такие виды как, например, прогностический (позволяет прогнозировать развитие событий в литературном произведение) или систематизирующий (систематизация ситуационного знания - употребление суффиксов имен существительных).

In reply to Меринова Дарья

Re: Дискусионные вопросы 3

от Новикова Мария -

В настоящее время кейс-метод еще не так основательно вошел в образовательный процесс, хотя его значимость и эффективность неоспорима! Метод кейса можно рассматривать как инновационный и мотивационный метод обучения. Студенты воспринимают этот метод как игру, что позволяет зафиксировать в сознании теоретические знания. Студенты примеряют на себя различные роли, что в свою очередь, помогает в професионализации. Я считаю, что данный метод подготавливает обучающихся к реальной жизни, развивает коммуникативные и дискуссионные навыки, учит ставить вопросы и самостоятельно находить ответы. Безусловно под каждую группу составляется индивидуальный кейс, соответствующий уровню подготовки, личностным качествам, специфике обучения, актуальности современного мира и т.д. 

In reply to Меринова Дарья

Re: Дискусионные вопросы 3

от Бачинов Михаил -

Добрый вечер. Во-первый, кейс-технология должна разрабатываться для каждой специальности по отдельности (для автомехаников - одни ситуации и задачи, для судомехаников - другие и т.д.), во-вторых, кейс должен быть не единственной технологией находящийся в арсенале преподавателя.

In reply to Меринова Дарья

Re: Дискусионные вопросы 3

от Ширшова Анжелика -

Здравствуйте!

По моему мнению, одними из важнейших аспектов которые необходимо учитывать при подготовке кейса, являются: соответствие содержанию теоретического курса и профессиональным потребностям обучающихся,  соответствующий уровень трудности, содержащаяся в кейсе проблема не имеет однозначного решения, наличие провокации на дискуссию.

В процессе использования кейс - метода происходит снижение роли преподавателя как единственного «держателя» знаний, возрастание его роли как эксперта и консультанта, помогающего обучающемуся ориентироваться в мире научной информации.

In reply to Ширшова Анжелика

Re: Дискусионные вопросы 3

от Антипина Ольга Владимировна -

Еще использование кейс-метода будет эффективным у обучающихся со сформированной учебной самостоятельностью и имеющих устойчивую мотивацию к добыванию знаний. Если этого нет или находится на низком уровне развития, метод не будет работать должным образом. Не секрет, что в вузе есть сегмент преподавателей, которые говорят: "Высшее образование = самообразование". Некоторые как раз и приносят в аудиторию материалы в виде кейса: "Всё учите, потом будете рассказывать". Есть в вузе также и студенты (например, иностранные), которые нацелены исключительно на получение знаний: "Мы приехали сюда учиться, так почему мы должны заниматься сами? Преподаватели не хотят с нами работать." Им кейсы - как красная тряпка и повод сказать, что их здесь учат плохо.