Секция 1. Методологические подходы к развитию учебной самостоятельности личности как основе образования через всю жизнь: история и современность

Актуальные аспекты  развития современного образования

Актуальные аспекты  развития современного образования

от Косогова Анастасия Самсоновна -
Number of replies: 1

 

А.С. Косогова, РФ, г. Иркутск,

Иркутский государственный университет

 Актуальность поиска направлений развития образования определяется, тем, что современная эпоха с все большей уверенностью заявляет о новых условиях  выживания и устойчивого развития человека, государства и планеты в целом. Этим условием  становится  образование,  или точнее, как заявляют Каткова И.В., Павлык А.В., Субетто А.И.,  «образовательное общество» [2 ]. Авторы определяют образовательное общество как общество, в котором образование проникает во все общественные институты и организации и становится их ведущей функцией. При этом образовательное общество должно быть способным исследовать и реализовать не только механизмы опережающего технологического развития, но, прежде всего, развитие  нравственных отношений между людьми, а также  нравственного отношения людей к природе,  космосу. В. И. Вернадский отмечает, что разум интенсифицирует многие процессы на Земле и в обществе, перенося борьбу из чисто биологической сферы в сферу социальную, общественную [5, c. 146].  По мысли В.И. Вернадского разум призван снять противоречия, управляя изменениями в пространстве и динамикой времени, гармонизировать их взаимодействие. 

Человек в течение жизни формулирует, а затем  преодолевает мировоззренческие границы, идентифицируя себя в обществе. Преодолев чисто биологические рамки, освоив умения и навыки коммуникации в социуме, человек наполняет индивидуальным содержанием сумму категорий метафизического плана.

Наиболее значимыми из этой суммы являются такие категории,  содержание которых не сводится к чувственному опыту и не вытекает из него. Это категории  бога, любви, чести, свободы, справедливости и др. Их содержание, так или иначе, осознается человеком в течение всей жизни. В результате формируется мировоззрение, которое можно рас-сматривать как  наполнение содержанием определенной направленности  метафизических категорий. Присваивая выбранные содержания и смыслы, занимая позицию по отношению к выбранным категориям, человек  обретает возможность самоидентификаци.

По мысли Нестерова А.Ю.  [4, с. 20] «… пока средний массовый человек вовлечен в антипросветительские идеологические системы, не видит монументальной истории позади себя и глобального будущего впереди себя, эволюция будет следовать принципу аналогии, подчиненному корысти и эгоизму».

Представление о решающей роли человека в развитии  техносферы в гармонии с саморазвитием,  природными  и космическими процессами приводит к необходимости поиска содержания, методов, средств и особенностей педагогического взаимодействия в образовательном процессе. Возможность образованному человеку действовать не только в аспекте индивидуальности, государства,  нации, но и в планетарном аспекте возникает в условиях соответствующего непрерывного образования.

На решение вышеизложенных  задач  направлено ноосферное образование [1], которое видит их решение  с опорой на развитие целостного право- и левополушарного мышления (традиционное  образование развивает  преимущественно левое полушарие). Методологи ноосферного образования  рассматривают направленность на  развитие целостного мышления  «в качестве первого шага на пути к развитию высокой нравственности, самосознания и самораскрытию потенциала личности для выполнения своего предназначения на Земле».  В этом подходе аккумулированы системный, деятельностный личностно-ориентированный, синергетический подходы к образовательному процессу.

Цель ноосферного образования – формирование системного, целостного (совокупно право - и левополушарного) мышления, приводящего  человека в состояние физического и психического здоровья, который способен к практическому  ответственному решению учебных, жизненных, производственных задач.

Условиями для формирования ответственного подхода к решению возникающих задач является понимание единства мира человека, мира природы, мира планеты и космоса. По мнению представителей ноосферного образования при отсутствии этого понимания в образовании создается ситуация «метаний и шараханий от одного «спасательного круга» к другому с потерей энергии и жизненных сил» [1, с. 9]

С другой стороны, человек в течение жизни формулирует и преодолевает мировоззренческие границы, составляющие основу его самоидентификации в мире. Самосознание индивида или ответ на вопрос «Кто я?» становится возможным за счет суммы освоенных им идей, навыков, языков. Преодолев сугубо биологические рамки, освоив и проверив навыки и механизмы коммуникации в социуме, человек наполняет индивидуальным содержанием сумму понятий, полученных в процессе освоения языка. Наиболее значимыми из этой суммы являются метафизические понятия, т.е. такие, содержание которых не сводится к чувственному опыту и не вытекает из него. Это понятия бога, любви, чести, свободы, справедливости и т.д.; их содержание должно быть реконструировано и осознано каждым индивидом в течение жизни. Мировоззрение – это наполнение содержанием метафизических понятий. (5, с. 20) .

В противном случае, создаются условия для  манипулирования личностью, которая не  имеет представления об этих понятиях. Как следствие, человек начинает ориентироваться на иллюзию вседозволенности,  собственного всемогущества «всемогущества» человека вплоть до искажения собственной природы.

Педагогические исследования и педагогическая  практика показывает, что в образовательном процессе нарушаются принципы познания и постижения, обучения и  воспитания. Это связано с отсутствием системного видения как структуры Мира в целом, так и процессов  познания этого Мира, а также процессов самопознания и самореализации.  Многочисленные новые методики, приёмы, средства образовательного процесса носят фрагментарный  характер, решают частные образовательные задачи. Из-за фрагментарности результат получается   низкого качества.

Мы отмечали в своей работе [3], что для повышения качества образования очень важным является компоновка содержания образования, так как регуляторы поведения и деятельности, в конечном счете, возникают в контексте целостного образа, сформировавшегося к данному моменту у данного человека. Они возникают как актуализированная часть целостного образа мира или другого глобального объекта.  Поэтому в рамках развития самостоятельного, ответственного мышления и поведения, которое задает глубину мировоззрения  и развивает способности продуктивно  решать конкретные задачи в конкретной ситуации, актуален такой компонент содержания, как информация более высокого системного порядка. Расширение «горизонтов видения» ситуации в рамках  междисциплинарности  позволяет сформировать умение оценивать значимую, отсеивать избыточную, генерировать новую информацию, реализовать оптимальную для данных условий деятельность, что обеспечивать успешную самореализацию человека как  специалиста и образованной ответственной личности.

 

Литература

1.      Гончаренко М.С., Маслова Н.В., Куликова Н.Г. Ноосферное образо-вание – ключ к здоровью. М: Институт холодинамики, 2011. – C. 7.

2.      Каткова И. В., Павлык А. В., Субетто А. И. Логика становления образовательного общества: модель ноосферно-экологического образования /Материалы международной научно-практической конференции «В. И. Вернадский и перспективы развития российской науки» (к 155-летию со дня рождения В. И. Вернадского), СПб.: ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 12–13 марта 2018 г. –  С. 91 - 100.

3.      Косогова А.С., Дьякова М.Б. Особенности организации самостоя-тельной работы студентов вуза с позиций компетентностного подхода // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5; URL: www.science-education.ru/105-7142 (дата обращения: 03.11.2013).

4.      Нестеров А.Ю. Проблема человека в свете идеологии эволюционного трансгуманизма // Глобальное будущее 2045. Конвергентные технологии (НБИКС) и трансгуманистическая эволюция  / Под ред. проф. Д.И. Дубровского. — М.: ООО «Издательство МБА», 2013.  – С. 183 – 192.

5.      Стёпин В.С. Перелом в цивилизационном развитии. Точки роста новых ценностей / Глобальное будущее 2045. Конвергентные технологии (НБИКС) и трансгуманистическая эволюция. Под ред. проф. Д.И. Дубровского. — М.: ООО «Издательство МБА», 2013.- С. 10 – 26.


In reply to Косогова Анастасия Самсоновна

Re: Актуальные аспекты  развития современного образования

от Голубчикова Марина -

Благодарю, Анастасия Самсоновна, за Ваш научный подход и  ценный материал для осмысления современных проблем образования!