Секция 4. Возможности системы дополнительного образования детей в развитии учебной самостоятельности воспитанников

Проблемы и перспективы развития дополнительного образования в РФ

Проблемы и перспективы развития дополнительного образования в РФ

от Егорова Александра -
Number of replies: 16

Добрый день уважаемы коллеги!Какие плюсы и минусы вы видите в дополнительном образовании нашей страны?

In reply to Егорова Александра

Re: Проблемы и перспективы развития дополнительного образования в РФ

от Трефилов Дмитрий -

Здравствуйте!

Несомненным плюсом доп.образования считаю его ориентацию на интересы личности. Огромный выбор направлений, форм, видов, всевозможных вариаций расширяет не просто возможности личности в получении образования, но и формирует ту самую всесторонне развитую личность. А это прекрасно связано с учебной самостоятельностью!

Ведь личность, ориентированная на развитие самых разных ее качеств, будет постоянно самосовершенствоваться, искать новые пути. Задача доп.образования - этот интерес "схватить", развить и всячески способствовать через повышение учебной самостоятельности личностному росту!

In reply to Егорова Александра

Re: Проблемы и перспективы развития дополнительного образования в РФ

от Трефилова Анна -

Дополнительное образование - это мощный пласт образования. Среди плюсов могу отметить: нацеленность на результат, ориентир на предпочтения, творческий компонент, увлекательное начало, восполнение надобности в развитии всех аспектов личности. Минус конкретно нашей страны - не всегда верная и разумная организация, как мне кажется. 

In reply to Егорова Александра

Re: Проблемы и перспективы развития дополнительного образования в РФ

от Антипина Ольга Владимировна -

Почему вопрос в таком виде появился в этой секции? А как же секция 8? Мы там и проблемы, и перспективы уже успели пообсуждать.

Если имелась в виду система дополнительного образования детей, как заявлено в названии секции, то мысли у меня следующие. Проблема внеучебной занятости детей по-прежнему стоит в нашей стране довольно остро. Родители могут выбирать между огромным количеством кружков, секций, студий частной формы собственности. Всё решают такие факторы, как стоимость образовательных услуг, личность педагога, престижность коллектива в городе, часы занятий, безопасность ребенка по дороге до места занятий и обратно, а также во время занятий. Мне, как родителю, было очень удобно, когда такие дополнительные занятия осуществлялись на территории детского сада или школы. Но 5-6 лет назад было запрещено пускать частных предпринимателей, осуществляющих дополнительные образовательные услуги, в школы и детские сады. У нас, например, в младшей школе сразу возникли проблемы с поиском тех же танцев поблизости от дома, поскольку мы не всегда можем сопровождать ребенка на занятия даже за 2-3 остановки, машины или бабушки нет. Появившаяся через 2 года замена (молодая учитель физкультуры) явно проигрывала профессиональному тренеру по танцам. При этом центров детского и юношеского творчества по районам очень мало. В самих же школах и детских садах количество кружков по интересам резко сократилось. Да и качество... Ну какой творческий задор может обнаружить учитель, работающий в две смены?

In reply to Антипина Ольга Владимировна

Re: Проблемы и перспективы развития дополнительного образования в РФ

от Трефилов Дмитрий -

Ольга Владимировна, разделяю Вашу точку зрения. Именно с позиции педагога (я пока не родитель). Действительно, нашей школы это коснулось - сокращаются кружки, потому что у педагогов и урочная нагрузка большая, а со стороны администрация не хочет/не может приглашать преподавателя. Получается, если родитель заинтересован в качественном дополнительном образовании, он должен все взять на себя. И причем финансово, так как внешкольные кружки часто платные (кроме разных ДДТ, Дворцов творчества).

In reply to Егорова Александра

Re: Проблемы и перспективы развития дополнительного образования в РФ

от Боброва Евгения -

Цель дополнительных занятий для старшеклассников — это, в первую очередь, профориентация, углубление знаний по выбранной специализации. А так же несомненным плюсом дополнительного образования считаю выявить склонность и таланты ребенка, отыскать те области, в которых он сможет добиться заметных результатов. Разнообразить досуг школьника, заинтересовать его, мотивировать учиться. Необходимость помочь начинающему школьнику справиться с тем, что у него не получается, вызывает отторжение и страх.


In reply to Егорова Александра

Re: Проблемы и перспективы развития дополнительного образования в РФ

от Лось Василий -

Добрый день. 

Согласно Указу Президента Правительству Российской Федерации поручено обеспечить достижение следующих показателей в области образования: увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70- 75%, предусмотрев, что 50% из них должны обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также подготовить предложения о передаче субъектам Российской Федерации полномочий по предоставлению дополнительного образования детям, предусмотрев при необходимости софинансирование реализации названных полномочий за счет средств федерального бюджета.

У меня дочь учится в ДШИ уже 3 года.Здесь я могу выделить  плюсы образования: Расширяется кругозор, сплочение классного коллектива, 

обеспечивает дополнительные возможности для раскрытия и развития способностей ребёнка в художественно - творческой,всемерно способствует самовыражению, развитию творческой активности, самоопределению и ускоряет формирование умений делать осознанный и ответственный выбор,обеспечивает эффективность воспитательной работы, которая реализуется как системная, целостная деятельность по формированию духовно - нравственной, всесторонне развитой личности.

Минусы: Загруженность, дополнительные финансовые расходы семьи.

В настоящее время система дополнительного образования детей переживает период становления. Не имея государственных требований, обязательных для исполнения, она наделена правами самостоятельного определения смыслов и ценностей своей деятельности, исходя из интересов детей и с учетом специфики его свободного времени.

С принятием ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия в сфере дополнительного образования детей переданы на муниципальный уровень. Однако на практике значительное число муниципальных образований не имеют достаточных ресурсов для финансирования учреждений дополнительного образования детей. Для органов местного самоуправления характерны недостаточность управления и выстраивания долгосрочной политики, механизмы учета заказа местного сообщества не выстроены. Остаточный принцип финансирования на местах не обеспечивает достаточных условий для развития, материально-технического оснащения учреждений. 50% зданий дополнительного образования требуют капитального ремонта.


In reply to Лось Василий

Re: Проблемы и перспективы развития дополнительного образования в РФ

от Родионова Надежда -

Здравствуйте, Василий! Благодарю за подробный анализ обсуждаемой проблемы. Действительно на дополнительное образование сейчас государством  возлагаются большие надежды и предъявляются высокие требования, но, как показывает практика, не создаются условия для реализации "высоких запросов". Вы называете цифру: "50%  зданий дополнительного образования требуют капитального ремонта". Хочется сказать иначе:" Учреждениям дополнительного образования вообще требуются здания, а не приспособленные для детей строения". Ведь большинство музыкальных, художественных, спортивных школ и домов детского творчества ютятся в квартирах жилых домов, раздражая жильцов своим присутствием, в "пристройках" к старым советским домам(бывшие фото-салоны, кафе, магазинчики) и т.д. Каждое учреждение доп. образования, благодаря тому, что работают там, в основном, люди , преданные своему делу, настоящие подвижники, решает "свои" проблемы в силу своих же возможностей. Хочется надеяться на перемены в лучшую сторону.

In reply to Егорова Александра

Re: Проблемы и перспективы развития дополнительного образования в РФ

от Егоров Александр -

Одним из самых основных минусов в подобном образовании является снижение количества свободного времени ребенка и повышение нагрузок на его организм. Если помимо школы ребенок ходит на карате, в музыкальную школу и на английский, а потом вечером делает уроки, то времени «на себя» и просто привычные детские занятия у него совсем не остается. В выходные многие родители нагружают детей не менее, чем в будни, в итоге — детям просто не остается привычного детства с гуляниями во дворе и играми в парке. Это решается рациональным выбором одной секции или кружка, но без излишней загруженности.

In reply to Егоров Александр

Re: Проблемы и перспективы развития дополнительного образования в РФ

от Егорова Александра -

Да, Александр, согласна с вами. Дети сейчас очень сильно загружены, им не хватает времени на отдых, это наверное тоже не очень хорошо...я думаю, что не нужно так загружать подростков, всему свое время как говорится. ребенок должен учиться и заниматься в какой-то секции или в музыкальной школе и т.д, а не нагружать ребенка и карате, и художественной школой. и пением...иначе успехов ребенок достигнет мало и будет разрываться между увлечениями. Нужна определенность и упорный труд над определенным видом деятельности

In reply to Егорова Александра

Re: Проблемы и перспективы развития дополнительного образования в РФ

от Антипина Ольга Владимировна -

Насчет ребенка согласна: не надо перегружать различными кружками и секциями, иначе формирующаяся психика просто начнет ставить блоки новой информации. Если рационально организовать режим дня младшего школьника, ему вполне будет хватать познавательных впечатлений от школы и 1-2 кружков по интересам, которые можно примерно раз в год менять, если они перестают нравиться.

Другое дело - подростки. Вот тут-то и надо загружать мозги по полной, чтобы некогда было зависать в сетях, играть на компьютере, шататься по улицам, рефлексировать на тему кто кого не понимает. Вообще, для подростка, как и для взрослого, лучший отдых - это частая смена деятельности. 

In reply to Антипина Ольга Владимировна

Re: Проблемы и перспективы развития дополнительного образования в РФ

от Родионова Надежда -

Ольга Владимировна, здравствуйте! Абсолютно с Вами согласна! В отношении подростков - практика 100%-но подтверждает высказанное Вами мнение. Больше загружен подросток - больше успевает сделать, появляется больше ответственности, самостоятельности и меньше глупостей в голове,  

In reply to Егорова Александра

Re: Проблемы и перспективы развития дополнительного образования в РФ

от Ширшова Анжелика -

Здравствуйте! Среди плюсов дополнительного образования я бы выделила: это сжатость информации и отсутствие «воды» в ней, краткосрочность курсов, свобода выбора специализации, удобное время обучения. Говоря же о минусах дополнительного образования можно выделить: большая нагрузка на ребенка, не разработана система мониторинга результативности и эффективности внеурочной деятельности. 

Хотелось бы выделить, что любая внеклассная деятельность ребенка, будь то спорт, творческие, технические, научные кружки, различного рода олимпиады, в общем, любая активность, в которую вы вовлекаете школьника, — это важный вклад в его успешное будущее.

In reply to Ширшова Анжелика

Re: Проблемы и перспективы развития дополнительного образования в РФ

от Родионова Надежда -

Здравствуйте, Анжелика! Большое спасибо за Ваше участие в обсуждении, за добрые слова в адрес всех педагогов дополнительного образования  о важном вкладе в  успешное будущее детей. Пусть это будет дополнительной мотивацией  для наших педагогов к активной деятельности,  поиску интересного, нового, увлекательного  для формирования того самого успешного будущего наших детей. Спасибо!









In reply to Егорова Александра

Re: Проблемы и перспективы развития дополнительного образования в РФ

от Войнова Софья -

Здравствуйте, уважаемые участники секции. Меня всегда привлекала возможность работать в сфере дополнительного образования детей. Мне кажется, в данной сфере очень высока эффективность педагогического воздействия: малые группы детей, ученики в основном с повышенном мотивацией, занимаются деятельностью, которая их привлекает ( это в идеале, когда ребенок находится в сфере своих интересов, а не интересов и амбиций родителей). Очень жаль, что состояние доп. образования в нашей стране находится не на самом высоком уровне, но тем не менее в Иркутске существуют довольно серьезные и сильные центры дополнительного образования, хоть и коммерческие. Думаю, платность дополнительного образования - это первостепенная проблема в этой сфере.

In reply to Войнова Софья

Re: Проблемы и перспективы развития дополнительного образования в РФ

от Антипина Ольга Владимировна -

И еще локализация - в смысле, чтобы добираться было быстро. Иркутск - большой город, не у всех родителей есть возможность возить ребенка на кружки (секции), а потом забирать. Процесс передвижения на общественном транспорте съедать много времени и мотивации.Плюс вопросы безопасности ребенка по дороге на занятия и обратно вытекают сами собой. Опыт организации секций и кружков частных предпринимателей при государственных образовательных учреждениях удовлетворял родителей и детей (я об этом уже писала в одной из веток), но теперь этого делать нельзя. В качестве альтернативы можно было бы организовывать специальные образовательные центры в каждом районе города (форма собственности не имеет значения), но этот вопрос выходит за рамки данной конференции.

In reply to Егорова Александра

Re: Проблемы и перспективы развития дополнительного образования в РФ

от Благинина Светлана -

Плюс это несомненно узкая направленность того или иного курса, а платное или бесплатное образование уже выбор родителей.