Секция 4. Обучение иностранным языкам в контексте использования интернет технологий

Преподавание иностранных языков с помощью Интернет-ресурсов: реальность или потеря времени?

Преподавание иностранных языков с помощью Интернет-ресурсов: реальность или потеря времени?

от Гончарова Татьяна -
Number of replies: 6

Уважаемые участники секции 

"Обучение иностранным языкам в контексте использования Интернет технологий"!

         Благодарим Вас за внимание к проблеме преподавания иностранных языков (ИЯ) в контексте использования Интернет технологий.

         Приглашаем Вас к обсуждению следующих вопросов:

- использование новейших Интернет технологий в обучения ИЯ, в системе урочных и внеурочных занятий по иностранному языку;

- учитель/преподаватель иностранного языка обязан владеть информационной компетентностью?

- поделитесь опытом использования интернет ресурсов на уроках иностранного языка .

      Коллеги, пожалуйста, предлагайте обсудить собственные, волнующие Вас, проблемы  иноязычного образования!


In reply to Гончарова Татьяна

Re: Преподавание иностранных языков с помощью Интернет-ресурсов: реальность или потеря времени?

от Ульянова Наталья -

Невероятно насыщенна жизнь…

Так называлась моя любимая книга в школьные годы. Именно о них я вспоминала, когда междугородний автобус нёс меня по заснеженной дороге в Иркутск на Байкальский Международный Салон Образования…

Одним из самых ярких воспоминаний той поры для меня были огромные картонные коробки с карточками, которые стояли в кабинете практически каждого учителя. Напечатанные на машинке, а чаще всего просто написанные от руки, они были, пожалуй, единственным возможным способом отработать материалы изученной темы или подготовится к экзамену.  Такие понятия как персональный компьютер, мобильная связь, Интернет, Скайп, ксерокс, принтер  и прочие вещи, которые сейчас знакомы даже дошкольнику, еще или не были придуманы или не использовались на практике. И поэтому учителя ревностно оберегали своё «методическое богатство», систематически пополняя его новыми рукописными заданиями.

Развитие технологий предоставляет школьникам 21 века океан возможностей. Многие из современных детей начинают печатать раньше, чем писать ручкой. При этом, не всегда этот навык идет на пользу. Очень часто в своей практике я наблюдаю, как ученики с легкостью делаю цифровые фотографии, применяют к ним различные программы обработки, загружают музыку, но, увы, когда дело качается учебы, энтузиазм заметно гаснет, если не исчезает совсем.

Вопрос «Как повысить мотивацию?» уже стал риторическим. Однако, нет ничего невозможного. Цифровые образовательные ресурсы приходят на помощь современному учителю и ученику, и с легкостью заменяют картонные коробки с замусоленными карточками.

При всем многообразии данных ресурсов для меня, как для учителя-предметника, прежде всего важно качество предоставляемых материалов, соответствие государственным образовательным стандартам и программе, интерактивность, оригинальность заданий и их направленность на отработку необходимого материала и навыков.

К великому сожалению, не все образовательные ресурсы и платформы, он-лайн тренажеры отвечают моим запросам. Некоторые слишком увлекаются анимацией, забывая, что на экзамене в 9 или 11 классе у ребенка нет возможности играть, нужен результат. Другие, наоборот, подают информацию настолько сухо, что выполнив одно-два задания, ученик не желает продолжать. Кроме этого, ребята не видят свой прогресс по отношению к другим ученикам своего класса или всего класса на фоне школе, отсутствует дух соревнования.

В начале 2018 года в нашей школе был проведен практический семинар. На котором Александра Михайловна Мангутова, заведующая сектором электронного образования ИРО ИО, познакомила нас с различными образовательными платформами. Не буду скрывать, что со своими учениками мы попробовали практически всё! Но в конечном итоге остановились на образовательном ресурсе «ЯКласс».

Данный ресурс, на мой взгляд, позволяет решить сразу несколько проблем:

1.      Усть-Кут – город с населением чуть больше 40 тысяч человек, расположенный на расстоянии  в 1000 километров от областного центра. И, как множество таких же малых городов, испытывает острую нехватку педагогических кадров практически по всем предметам. В связи с чем, недельная нагрузка педагогов давно превысила рекомендованную (18 часов в неделю). Я не призываю учителей переставать проверять тетради, но, используя «ЯКласс», возможно уменьшить количество проверяемых тетрадей без вреда для обучения.

2.      Современные дети очень быстро учатся и не всегда тому, чего от них ждут учителя и родители. Найти для них ответы к любому учебнику, заданию не составляет труда. И как результат – поголовное списывание без осознанного понимания. Применение ресурса  лишает учеников такой возможности. Даже у соседей по парте варианты всегда разные, каждый сам выполняет свои задания.

3.      Мы живем в мире рейтингов. И для ученика, и для учителя, и для родителей важно знать и видеть, как осваивается тот или иной предмет, тема. Достижения каждого заносятся на личный счёт, счёт класса и в конечном итоге, школы. Это приводит к тому, что даже самые заядлые «двоечники» не хотят видеть себя внизу списка и начинают работать, решать. Дух соревнования захватывает ребят, они учатся, соревнуясь друг с другом.

4.      Требования, предъявляемые к учащимся школы, высоки. Помимо отличных знаний предмета, школьники должны владеть достаточно обширным набором навыков и компетенций для успешного построения дальнейшей жизни. Многие из таких навыков помогает сформировать  вышеуказанный образовательный ресурс. В частности развиваются сквозные компетенции, личностные качества и установки, менеджерские способности. С этой целью я предлагаю ребятам не отдельные задания по изучаемой теме, а всю тему целиком. Каждый из них вправе сам решить с какого задания начать, сколько заданий выполнять в день, как правильно распределить свои силы и время.

Обо всем этом я рассказывала своим коллегам во время  своего выступления на Байкальском Международном Салоне Образования. Также, что на настоящий момент из 1200 учеников школы на данном ресурсе зарегистрировано около 900, а школа входит в первую десятку школ по региону в ТОП «ЯКласс».

И о том, как радостно видеть ребят, их горящие глаза в тот самый момент, когда во время контрольной или тестовой работы они вдруг восклицают: «Так я же это знаю! Я это на ЯКлассе решал!».

… Междугородний автобус мчал меня по сибирской дороге домой, в мой маленький город с тремя названиями на берегах реки Лены. Я смотрела в окно и вдруг поняла, что огромные коробки с карточками не исчезли из кабинетов учителей. Они стали цифровыми и от этого ещё более объёмными. А еще я от всей души позавидовала своей дочери-первокласснице. Тому, что среди её друзей и помощников есть «ЯКласс» и поэтому  впереди у неё  целая жизнь.

Невероятно насыщенная…

Ульянова Наталья Вячеславовна,

учитель английского языка МОУ СОШ №9

Усть-кутского муниципального образования Иркутской области

Победитель регионального этапа профессионального конкурса «Учитель года-2017»

In reply to Ульянова Наталья

Re: Преподавание иностранных языков с помощью Интернет-ресурсов: реальность или потеря времени?

от Татаринова Лариса Викторовна -

Резюмируя очень детальное сообщение уважаемой Натальи Вячеславовны Ульяновой, можно прийти к выводу, что Интернет-технологии, все-таки не потеря времени, а объективная реальность, в которую погружены и обучаемые, и обучающие в рамках образовательного процесса. Это означает, что современные методы обучения не могут не включать ИТ (информационные технологии) в силу глобальной информатизации всех сфер жизни. Но учитывая, что обучение языку основано, прежде всего, на живом общении (природа любого языка предполагает именно коммуникацию), нельзя переоценивать роль ИТ (в том числе и Интернета), то есть злоупотреблять ими, ибо компьютер не может воспроизвести все когнитивные функции естественного языка, определяющие процесс коммуникации.

кандидат филологических наук, доцент кафедры английской филологии ИФИЯМ ИГУ

In reply to Гончарова Татьяна

Re: Преподавание иностранных языков с помощью Интернет-ресурсов: реальность или потеря времени?

от Никулин Егор -

Современные тенденции в области развития образования напрямую связаны с ИКТ компетенциями. В интервью «Независимой газете» от 09.01.2019 министр просвещения Ольга Юрьевна Васильева заявила, что для развития и повышения качества отечественного образования, в рамках национального проекта «Образование» министерство просвещения планирует оснастить все школы страны высокоскоростным интернетом и всем необходимым для этого оборудованием. Поэтому для работы с данным оборудованием учитель или преподаватель иностранного языка, а также любого другого предмета,  должен владеть информационной компетентностью. 

Касательно вопроса использования новейших Интернет технологий в обучении ИЯ, в системе урочных и внеурочных занятий по иностранному языку, считаю, что умеренное применение таких технологий, например образовательных Интернет-ресурсов Kahoot, LearningApps, Quizlet, Quizizz и т.д., будет не только уместно, но и как отмечают многие методисты, способствует повышению эффективности процесса обучения. 



студент ФГБОУ ВО "Иркутский государственный университет", ПИ ИГУ, ОГЭО

Никулин Егор Евгеньевич


In reply to Гончарова Татьяна

Re: Преподавание иностранных языков с помощью Интернет-ресурсов: реальность или потеря времени?

от Халзаева Светлана -

Возможности использования интернет ресурсов огромны. При грамотном использовании можно получить любую необходимую обучающимся и учителям информацию: страноведческий материал, новости экономики и политики, культуры, новости из жизни молодежи, статьи из газет и журналов, необходимую аутентичную литературу, отбор которой учитель может проводить самостоятельно и адаптировать к своим занятиям. Обучающиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, интернет конференциях, вебинарах, создавать мультимедийные презентации.

 Для большинства молодежи Интернет является привычным и удобным средством для общения и получения информации. Ученики активно используют Интернет. Девять из десяти учащихся ежедневно пользуются Интернетом. Можно сделать вывод, что современные уроки английского языка сложно представить без использования интернет технологий. Интернет технологии способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся, повышает интерес к изучению языка, обучающиеся имеют возможность в яркой, интересной форме познакомиться с реалиями страны изучаемого языка, а также проверить свои умения и навыки в интерактивной деятельности.



In reply to Гончарова Татьяна

Re: Преподавание иностранных языков с помощью Интернет-ресурсов: реальность или потеря времени?

от Арсаланова Дулма Батоевна -

Электронные словари являются одним из основных ресурсов для изучения иностранных языков, поэтому важно знакомство студентов с надёжными электронными словарями. Возможна такая ситуация, когда студент не осознаёт разницу между использованием машинного переводчика как электронного словаря и использованием электронного словаря, потому что словари бывают двуязычные, толковые, синонимов, контекстные, а в машинном переводчике есть функции данных словарей. Эти функции не реализованы настолько, насколько они есть в словарях. Поэтому студентам полезно знать, какие сайты со словарями предпочтительнее.

С уважением,

студентка 2 курса ИФИЯМ Дулма Арсаланова


In reply to Гончарова Татьяна

Re: Преподавание иностранных языков с помощью Интернет-ресурсов: реальность или потеря времени?

от Рютина Марина Владимировна -

 Для меня использование Интернет-технологий это реальность, экономия времени при подготовке к уроку, интернет -ресуры позволяют  повысить эффективность учебного процесса,  дают возможность интенсифицировать процесс обучения, сделать его более интересным, ярким, а также позволяют выйти на новый, интерактивный уровень обучения. Если у учителя высокоскоростной интернет без перебоев, учитель обладает ИКТ-компетентностью,   подготовка к уроку с использованием интернет-технологий не займет много времени., это намного быстрее, чем раньше мы  составляли, например, карточки от руки, делали копии на весь класс под копирку, рисовали плакаты на разные правила  с помощью гуаши.