Форум

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

by Бондарович Марина Владимировна -
Number of replies: 0

В мире есть две сложные вещи - воспитывать и управлять.

Иммануил Кант

 

Первой ступенью непрерывного образования детей является дошкольное образование. Оно подготавливает основу для дальнейшего школьного образования [1].

В последнее время уделяется большое внимание коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.

К сожалению, в современном мире детей с особыми образовательными потребностями не становится меньше, наоборот их число увеличивается.

Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики.

Специальная психология и педагогика располагают рядом исследований, посвященных изучению психологических особенностей детей с особыми образовательными потребностями:

·         памяти ( Я . Г. Поддубная, 19 75; Н. Г. Лутонян, 19 77; В. Л. Подобед,1981);

·         речи (В. И. Лубовский, 1978; Е. С. Слепович, 1978; Р. Д. Триггер, 1981; Н. Ю. Борякова, 1983);

·         мышления (Т. В. Егорова, 1975; С. А Домишкевич, 1987; И. А. Коробейников, 1980; Т. А. Стрекалова, 1982);

·         игровой деятельности (Л. В. Кузнецова, 1984; Е. С. Слепович, 1990);

·         учебной деятельности (Г. И. Жаренкова, 1975; С. Г. Шевченко, 1994);

·         личности (Е. Е. Дмитриева, 1990; Е. Н. Васильева, 1994; Г. Н. Ефремова, 1997). [2]

В нашем детском саду вся образовательная система построена вокруг ребенка. Специалисты, родители, администрация — это единство.

Не стоит забывать, что ребенок проводит большую часть дня в детском саду. Значит, эта часть должна быть эффективной. Взаимодействие специалистов вносит существенный вклад в образование ребенка. Но больше времени ребенок проводит в группе, и именно там идет тесное взаимодействие воспитателя и учителя-дефектолога. Ведущая роль принадлежит учителю-дефектологу, именно от его деятельности отталкивается воспитатель.

    Совместная деятельность дефектолога и воспитателя организуется в соответствии со следующими целями:
– повышение эффективности коррекционно-образовательной работы;
– исключение дублирования воспитателем занятий дефектолога;
– оптимизация организационных и содержательных аспектов коррекционно-педагогической деятельности дефектолога и воспитателей, как на всю группу детей, так и на каждого ребенка.

Воспитатели закрепляют приобретенные детьми знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя коррекционные цели и содержание в повседневную жизнь детей (в игровую и трудовую деятельность), в содержание других занятий (ручной труд, наблюдения за окружающим и т.п.), а также в режимные моменты [3].

Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателями специальной группы, чрезвычайно важны и тесно связаны с задачами учителя-дефектолога.

Среди них:

- развитие восприятия, внимания, памяти, мышления у детей с трудностями в обучении;

- развитие слухового внимания и памяти, фонематического восприятия;

- совершенствование артикуляционной, мелкой и общей моторики у детей;

- автоматизация произношения звуков, поставленных учителем-дефектологом;

- уточнение, закрепление и автоматизация отработанного учителем-дефектологом лексического материала на занятиях и в режимных моментах;

- закрепление сформированных учителем-дефектологом грамматических категорий;

- формирование диалогической и монологической речи;

- закрепление умений звуко-слогового анализа и синтеза;

- подготовка детей к письму, формирование графических умений;

-  устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями нарушения в развитии;

 - закрепление в повседневной жизни опыта, речевых навыков, полученных на занятиях учителя-дефектолога;

- сочетание всех видов деятельности дошкольников с развитием и коррекцией речи;

- формирование положительных навыков общего и речевого поведения, развитие умения пользоваться речевыми средствами общения;

- обеспечение необходимой познавательной и мотивационной базы для формирования речевых умений.

      Решение поставленных коррекционных задач осуществляется воспитателем на занятиях, а также в течение всего времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении [4].

Возьмем, к примеру занятия по лепке.

Для детей с особыми образовательными потребностями занятия с пластилином — это увлекательный творческий процесс. На занятиях с пластилином ребенок получает развитие тактильных ощущений и эстетическое удовольствие. Если прибавить к пластилину какой-то другой материал или использовать нетрадиционные методы лепки, для ребенка это будет сродни волшебству.

Лепка из пластилина позволяет развивать в детях с особыми образовательными потребностями умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование основ социально - адаптированной личности.

На занятиях по лепке развивается:

- зрительное восприятие (Обязательно-наглядность. Если возможно ребенок может пощупать, погладить, помять- способствует лучшему запоминанию.);

- воображение (лепка по представлению);

- мелкая моторика рук (используется пальчиковая гимнастика перед занятием. Разные методы лепки способствуют развитию координации движений, глазомеру.);

-речь (дети проговаривают процесс работы и обсуждают его. Например, тема недели «Дикие животные», на занятиях по лепке лепят медведя, зайца. В процессе обсуждают внешние признаки, жилище, детеныши, рацион.);

- наглядно-образное мышление (формирование представлений о предметах требует усвоения знаний о их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.);

- нравственные чувства (ведь ребенок лепит не только для себя, он хочет показать свою работу другим.);

- эстетические чувства (наглядность должна вызывать приятные, восхищенные чувства.)

В группе ребенок занимается лепкой, то на занятиях дефектолога — это могут быть игры с пластилином.  Ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо.
Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего школьного возраста является интеграция предметных областей знаний.
Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).

Детям младшего школьного возраста очень нравится работать с пластилином.
На уроках ручного труда и рисования я предлагаю детям следующие задания:

ü Скатать шарики из пластилина и украсить рисунок.

ü Дополнить изображение.

ü Способом размазывания нанести пластилин на рисунок.

ü  Учить детей подбирать соответствующие "заплатки" по цвету и размеру.

Эти занятия хорошо корригируют внимание, мелкую моторику; развивают фантазию, воображение; воспитывают усидчивость.
В процессе занятия слежу за тонусом детей. Если вижу, что они устали, делаем пальчиковую гимнастику.
Вместе с детьми убираем рабочие места, следим за чистотой одежды, моем руки.
Для проявления творческих способностей недостаточно дать ребенку кусок пластилина, необходим положительный пример.
Специфика проведения занятий определяется их особенностями:

ü быстротой наступления утомления,

ü притупление реакции на указание взрослого.

 Таким образом, в коррекционных целях, я использую выполнение работы частями, чередуя объяснение с выполнением работы.
Так как, переключение видов деятельности повышает работоспособность, нормализует темп работы. включение пальчиковой гимнастики, применение которой наиболее способствует развитию продуктивной деятельности и очень нравится детям.


Эффективность всей коррекционной работы, проводимой специалистами и воспитателями только, возрастёт, если и родители будут организовывать интересный досуг с закреплением изученного материала дома.

 

 

Литература:

1. Баряева Л. Б. Дискалькулия у детей: профилактика и коррекция нарушений в

овладении счетной деятельностью / Л. Б. Баряева — «МЦНИП», - 2013.

2. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. — М.: Гном-Пресс, 2002 —64 с. (Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с ЗПР).

3. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 208 с.

4. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития.  Книга 1/Под общей ред. С. Г. Шевченко – М.: Школьная Пресса, 2005.