Форум

Построение индивидуальной работы с детьми с особыми образовательными потребностями

Построение индивидуальной работы с детьми с особыми образовательными потребностями

by Лазарева Ольга Ивановна -
Number of replies: 0

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет основные требования к содержанию образования, а также привносит в современную деятельность дошкольного образовательного учреждения регламентацию деятельности всех субъектов образовательного процесса. В своей деятельности педагоги опираются на знания из различных областей педагогической, психологической наук. Учитывая многообразие педагогических технологий, которые применяют современные педагоги, различие способов психологического воздействия, учитель-дефектолог является одним тем специалистом, который может и должен определить, коррекционно-развивающие подходы к построению обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья и  определить то основное содержание коррекционной программы, которое будет способствовать расширению возможностей ребенка с ОВЗ.

В своей работе я опираюсь   на основные организационные принципы, среди которых необходимо выделить следующие – осуществление этиопатогенетического подхода к анализу нарушения, учет возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка. В процессе проведения медико-психолого-педагогического комиссии и консультации учитель-дефектолог опирается на многообразие и вариативность определения ведущих показателей и критериев деятельности ребенка.

 Исходя из этого основная моя задача – обеспечить каждому ребенку максимальный уровень физического, умственного и нравственного развития; организовать образовательную работу, направленную на коррекцию, компенсацию и предупреждение вторичных отклонений в развитии детей и подготовку к обучению в школе с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка. 

Для построения оптимальной  и эффективной модели работы я провела анализ  литературы по интересующему вопросу, а именно Козлова С.А., Катаева Л.И. «Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками», Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. «Системный подход к разработке проблемы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями интеллекта», Е.А. Стребелева «Формирование мышления с отклонениями в развитии» Е.А. Стребелова, Р.А. Кирьянов «Комплексная диагностика дошкольника с ОВЗ» и др.

 

Исходя из представленного опыта я разработала систему работы по созданию индивидуального сопровождения детей с особыми образовательными потребностями.

Выстраиваю свою работу следующим образом:

I.                  Подготовительный  этап (диагностика и планирование).

 Начальный этап – всестороннее обследование развития ребенка.  Процедура изучения возможностей ребенка, имеющего различные проблемы личностного характера, начинается с анализа медицинской и психолого-педагогической документации, которая может быть представлена родителями (лицами, их заменяющими), протоколы МПК. Далее следует диагностика. Цель диагностики заключается в выявлении психолого-педагогических особенностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Данное обследование направленно на выявление уровня овладения ребенком важнейшими видами деятельности (предметной, игровой, изобразительной, элементарной трудовой), развитие восприятия, умения осуществлять простейшие мыслительные операции.

На основе полученных в ходе наблюдения данных, которые оформляются в соответствующем протоколе наблюдения, составляется индивидуальный образовательный маршрут.

В данном документе отражаются как особенности отклоняющегося развития ребенка, так и положительные стороны его личности, его потенциальные возможности.  Проводится соотносительный (динамический) анализ состояния сформированности знаний, умений, навыков и психофизического развития ребенка, основных показателей индивидуальных достижений.

Анализируя данные психолого-педагогического наблюдения, мною  выявляется  ведущая  проблема в процессе обучения ребенка, определяются сохранные стороны развития ребенка, а также формулируется  приоритетные направления последующей коррекционно-развивающей работы.  Данные направления выстраивается с учетом зон ближайшего развития, которые сформулировал Выготский  Л.С. В своих трудах он отмечал, что  социальная ситуация воспитания формирует или задерживает процесс расширения  зоны ближайшего развития, в которой реализуется потенциальные возможности ребенка. Коррекционно-развивающая, индивидуальная программа может быть определена на различные периоды от трех до девяти месяцев, в зависимости от возможностей как самого ребенка. Для этого проводится промежуточная диагностика  с целью корректировки образовательного маршрута (если есть необходимость) и выявление уровня овладения знаниями у детей.

Исходя из проведенной работы, осуществляется  многоуровневое планирование образовательного процесса:

·        Перспективно-тематическое планирование;

·         Перспективное планирование  по лексическим темам;

·        Индивидуальный образовательный маршрут, план индивидуальной работы; циклограмма индивидуальной работы;

·        План взаимодействия участниками образовательного процесса (педагоги группы, узкие специалисты, медицинский работник, родители (законные представители);

II.               Этап реализация работы

Реализация плана работы учителя-дефектолога проходит через такие формы работы:

·        Фронтально-подгрупповая работа с детьми;

·        Индивидуальная работа с детьми;

·        Сотрудничество с другими специалистами ДОУ (логопед, муз. руководитель,  инструктор по ф/к, воспитатели групп, медицинский работник);

·        Работа с родителями.

    Более подробно мне бы хотелось остановиться на индивидуальной работе с детьми. Это позволяет максимально учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, увидеть лишь ему присущие специфические отклонения в психическом развитии и подобрать действенные приемы для их преодоления и уменьшения.

На начало учебного года составляется циклограмма и план индивидуальной работы исходя из лексических тем.  С каждым ребенком проводится 3 индивидуальных занятий в неделю. Данный план охватывает все направления работы в соответствии с адаптированной основной образовательной программой для детей с задержкой психического развития.

·        Комплексное коррекционно-развивающие занятия;

·        Формирование количественных представлений и мышления;

·        Формирование целостной картины мира;

·        Развитие речи и формирование коммуникативных способностей;

·        Развитие слухового и зрительного восприятия;

·        Развитие мелкой моторики рук.

Каждое направление нумеруются.

В каждом месяце берется 5-6 задач на определенный подраздел, а так же определяется  через какие виды деятельности,  упражнения и задания они будут реализовываться.  Хотелось обратить ваше внимание, что нумерация задач  начинается  с сентября и продолжается в течение всего учебного года, это дает возможность брать данную задачу по мере необходимости.  

Для более успешной работы по реализации индивидуального образовательного маршрута я тесно сотрудничаю с  родителями (законными представителями).  Для этого использую такие формы работы:

·        консультации с родителями по определению основных направлений по формированию образовательного маршрута, коррекционной программы;

·        выпуск буклетов родителями на тему «Мы – это можем»;

·        мастер-классы.

·        мессенджеры, социальные сети;

·        информация в папках-передвижках;

·        консультации по запросу родителей.

Для более успешного вовлечения родителей в образовательный процесс я практикую такую форму работы, как  создание малых групп объеденных под общим лозунгом «Вместе мы сила». Основа работы этих групп- это партнерские отношения между педагогом, родителями и детьми. Данная форма работы является регулярной и планомерной. Она реализовывается каждую неделю и для этого используются папки обратной связи. Содержание папок включают в себя: план беседы по пройденной лексической теме,  упражнения на развитие мелкой моторики, упражнения на развитие мышление, зрительного и слухового восприятия и т.д.   Все это содержание сконцентрировано на совместное взаимодействие взрослого и ребенка направленного на реализацию индивидуального образовательного маршрута, закрепление ранее полученных знаний.  Хотелось бы обратить ваше внимание, что задания подбираются индивидуально для каждого ребенка с учетом его потенциальных возможностей. Использование этого направления работы является эффективным способом ознакомления родителей с работой ДОУ и формирование у них педагогических знаний. С уверенностью могу сказать, что родители проявляют заинтересованность и желание продолжать работу в этом направлении.

III.           Итоговый этап.

Заключительный этап включает в себя диагностику на конец года, её анализ, прогнозирование работы на предстоящий учебный год. Анализ результативности работы моей  группы показал, что у наших детей-выпускников после 2-3 лет пребывания в группах компенсирующей направленности, отмечаются значительные улучшения в психическом  статусе, дети становятся социально адаптированными к окружающей среде, появляется интерес к школе и мотивация к учебной деятельности. Показателем результативности коррекционно-развивающей работы служит большой процент моих выпускников, продолжающих обучение в общеразвивающей школе.

Работа учителя-дефектолога не должна быть стремлением скорректировать дефект. Ему предстоит понять ребенка, разобраться в его недостатках, помочь и научить. Чем раньше он начнет свое нелегкое дело, тем больше шансов, что ребенку  будет вполне комфортно жить в нормальном обществе.

Литература:

1.     Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Системный подход к разработке проблемы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями интеллекта //Дефектология. 1999. № 6.

2.     Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. М.: Владос, 1998.

3.     Козлова С.А., Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками. М.: Линка-Пресс, 2000.

4.     Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста /Сост. Н.А.Ноткина, Л.И.Кузьмина, Н.Н. Бойнович. СПб., 1995.

5.     Руководство по работе с детьми с умственной отсталостью /Под ред. М. Пишчек. СПб.: Речь, 2006.

6.     Шамко Л.Ю. Формирование представлений о социальных явлениях у умственно отсталых дошкольников //Дефектология. 1994. № 4.