Форум

Организация проведения индивидуальной коррекционно – развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями

Организация проведения индивидуальной коррекционно – развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями

by Ивасенко Татьяна Ивановна -
Number of replies: 0

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в системе дошкольного образования, - одна из актуальных и дискуссионных проблем современного российского образования. Каждый ребенок с особыми образовательными потребностями  имеет право на получение доступного качественного образования. Коррекция недостатков развития таких детей осуществляется на специально организованных индивидуальных занятиях. Состав детей, посещающих индивидуальные занятия следующий:

1.С нарушением интеллекта– (легкая , умеренная ).

2.С Синдромом Дауна.

3.С  расстройствами  эмоционально – волевой сферы.

4.Со сложными недостатками развития (ЗПР + ДЦП) и др.

5. С системным недоразвитием речи.

          План индивидуальной работы с ребенком составляется с учетом задач по преодолению выявленных в процессе обследования специфических индивидуальных особенностей. Структура индивидуального коррекционно – развивающего занятия состоит из 3х частей: вводная часть, основная и заключительная. Задача вводной части –создание условий успешности деятельности ребенка, В основной части занятия педагог с помощью разных форм работы стремиться организовать ребенка на решение поставленных задач, и задача заключительной части – развитие рефлексивных умений ребенка и выявление эмоционального состояния. Коррекционное индивидуальное занятие по времени длится 15 минут Учитывая состав детей, педагог берет на занятие не более одного, реже двух заданий. Коррекционная работа на данных занятиях осложняется наверстыванием упущенного, т.к. по результатам проведенной диагностики приходится констатировать , что при поступлении в учреждение у детей имеется очень скудный запас знаний, умений и навыков, который совсем не соответствует их возрасту. Если какие- то знания и есть, то они искажены и фрагментарны, следовательно необходима работа по наверстыванию упущенного в раннем возрасте.

 Для осуществления квалифицированной коррекционной помощи детям   данной категории , в своей педагогической деятельности я руководствуюсь принципами:

-развивающего обучения, направленного на развитие личности ребенка, его потенциальных физических и умственных возможностей в специально созданных педагогических условиях.

-систематичности и системности в обучении, предполагающий концентрический принцип изучения материала.

-доступности, позволяющий раскрыть содержание материала на доступном для ребенка уровне.

-деятельностного подхода, определяющий подходы к содержанию и построению обучения с учетом ведущей для каждого периода деятельности.

-индивидуализации обучения, позволяющий осуществлять индивидуальный подход в обучении каждого ребенка в зависимости от его психофизических характеристик.

-воспитывающего обучения, способствующего развитию в ребенке необходимых моральных и волевых качеств с целью формирования его характера.

         Для того, чтобы решить комплекс проблем и задач, стоящих перед педагогом, к которому пришел ребенок с особыми образовательными потребностями, следует использовать в своей работе как традиционные, так и нетрадиционные методы работы. Я как и все педагоги тоже  их использую.

К традиционным методам относятся:

словесные, наглядные, практические.

При использовании словесных методов в  коррекционной работе следует иметь ввиду, что вопросы педагога должны быть хорошо продуманы , четко сформулированы и доступны детям. Часто используется одноступенчатая инструкция. Объяснения педагога часто требует повтора. Рассказ педагога также должен быть лаконичным, четким, эмоциональным и выразительным.

Дети данной категории испытывают трудности в восприятии и  переработке вербальной информации у большинства из них страдает речевое развитие, поэтому словесные методы следует сочетать с применением наглядных и практических.

Наглядные методы особенно широко применяются в коррекционной работе и являются очень действенными  и поэтому к ним предъявляются определенные требования. Так, например, иллюстрационный материал должен быть понятен детям, не иметь множество лишних деталей, соответствовать изучаемой теме. Схемы должны быть предельно четкими и доступными пониманию детей.

Из общепринятых практических методов в коррекционной работе наиболее эффективными являются упражнения и дидактическая игра.

Необходимость упражнений обусловлена слабой мыслительной активностью детей данной категории, ослабленной памятью, трудностями восприятия и т.д. Поэтому с помощью упражнений, многократного умственного и практического действия достигается овладение определенными знаниями.

Исходя из опыта своей работы видно, что применение всех методов в совокупности приводит к наиболее эффективному положительному результату

         В дополнение к традиционным методам воздействия , я  использую нетрадиционные формы и методы работы. Они помогают в достижении максимальных возможных успехов и принадлежат к числу эффективных средств коррекции.

Особое место занимает игротерапия - дидактическая игра. Именно в дошкольном возрасте ребенок усваивает знания через игру. «Учить – играя» - такого принципа придерживаются все коррекционные педагоги. Дидактическая игра содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения. Дети в игре чувствуют себя самостоятельными – это особенная, самобытная и творческая, добрая методика. На сегодняшний день необыкновенные игровые пособия соответствуют современным требованиям ФГОС. Их простота, незатейливость, большие возможности в плане решения воспитательных и образовательных задач неоценимы в работе с детьми. Игры на сегодня психологически комфортны. Ребенок складывает, раскладывает, упражняется, экспериментирует, творит, не нанося ущерба себе и игре. При использовании игр в работе с детьми я осознала справедливость народной мудрости: «Дайте ребенку что-нибудь в руки, чтобы он начал думать».

 Широко использую в работе пескотерапию – игры с песком.  Специалисты психологи утверждают, что песок поглощает негативную энергию, стабилизирует его эмоциональное состояние.

Частично использую в работе хромотерапию – воздействие цвета на организм ребенка. Так, например, синий цвет расслабляет, уменьшает головные боли, (листы, салфетки, скатерти, игрушки, дорожки, ленты.). Фиолетовый цвет способствует выработке гормонов радости, воздействует успокаивающе и т.д.

Для расслабления перевозбуждения ребенка     использую в работе музыкотерапию.

Нетрадиционных методов работы с детьми большое множество и каждый педагог выбирает для себя их сам, главное, чтобы их умелое применение  приносило свои результаты.

          Стержнем каждого индивидуального занятия является предметно – игровая деятельность. Педагог показывает простые игровые действия и в ходе игровых действий знакомит ребенка с  формой, величиной, цветом, пространственными отношениями, и т. д. Так под руководством взрослого ребенок овладевает определенными знаниями, умениями и навыками.  У детей наблюдается патологическая склонность к повторению одних и тех же  способов выполнения поставленных задач педагогом, это происходит из – за неумения переключаться и использовать в новых условиях приобретенные умения, навыки. Педагогу следует варьировать задания и практиковать закрепление темы на другом наглядном материале. Если предыдущий материал быстро забывается, то брать новый материал преждевременно. На индивидуальном занятии новые задания включаются тогда, когда он подготовлен предшествующим обучением.

         От того, как сумеет дефектолог организовать индивидуальное занятие, распределить по времени виды деятельности, значительно зависит его эффективность. Особое  внимание дефектологу следует уделить анализу и оценке проведения индивидуальных занятий в плане эффективности, кретерием является уровень овладения определенными способами выполнения поставленных задач. Если педагог видит, что  от занятия к занятию растет самостоятельность ребенка, навыки, умственная активность, работоспособность, совершенствуются навыки общения, обогащается познавательная деятельность в целом – это говорит о том,  что работа проходит в нужном направлении и отвечает предъявленным к ней требованиям. Если картина обратная, педагогу следует пересмотреть организацию индивидуальной работы с данным ребенком и на основе учета индивидуальных возможностей, на основе анализа наблюдений включить в работу наиболее действенные формы, методы и приемы работы, которые принесут положительные результаты.