Форум

Роль пластилинографии в развитии творческих способностей глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста.

Роль пластилинографии в развитии творческих способностей глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста.

by Бакуленко Мария Викторовна -
Number of replies: 0

Роль пластилинографии в развитии творческих способностей глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста.

Одной из главных проблем в настоящее время для общества является полноценное и всестороннее развитие детей. Развитие руки ребенка, ручных умений или мелкой пальцевой моторики является одним из самых главных условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка. Моторика (комплекс двигательных активностей детского организма) имеет огромное значение для психологического созревания детей с нарушением слуха. Задержка умственного развития, нарушение интеллекта, психологические комплексы у такого ребенка обычно напрямую связаны со слабой моторикой, так как заторможенность в движении препятствует познаванию окружающего мира. 

   Дети с особыми образовательными потребностями не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. В процессе творческой деятельности у ребенка с ОВЗ  по слуху усиливается ощущение собственной личностной ценности, возникает чувство внутреннего контроля и порядка.

        Уже доказано, что мозг ребенка подает сигналы с той же скоростью, с которой движутся его руки и глаза. Авторы, исследующие проблему эффективной работы с пластилином и его влияние на творческие способности детей (Т.С. Комарова, Б.Б. Косминская, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова и др.), отмечают наличие тесной взаимосвязи между тонкой двигательной координацией и уровнем работоспособности, степенью овладения техническими навыками и успешностью, качеством выполнения работы. Отсюда неизбежен вывод о том, что для повышения умственной работоспособности нужно постоянно тренировать быстроту и ловкость пальцев. Систематические упражнения по тренировки движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.              

    Процесс рисования пластилином в изобразительной деятельности вовлекает в работу движения рук (ладоней, пальцев), зрительное восприятие, а также развивает такие психические процессы, как внимание, память, мышление, воображение, речь (Л.А. Венгер, В.С. Мухина, Р. С. Немов и др.).
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» —создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Основной материал —  пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с глухими и слабослышащими детьми. Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей.

Для занятий пластилинографией выбирается плотная бумагу и мягкий пластилин, который будет легко распределяться по поверхности. В качестве основы для создания картин лучше всего подходит лист картона или плотная акварельная бумага. К такой поверхности пластилин хорошо прилипает. На занятия мы используем пластилин фирмы ГАММА, для детей 3х лет используем мягкий пластилин, он не требует предварительного разминания, при этом сохраняет все свойства классического пластилина, идеально держит форму не липнет к рукам и не пачкается, он используется как для лепки так и для рисования и изготовлен на основе природных восков и натуральных добавок. Для детей 5 лет и старше используем классический пластилин, но учитываем индивидуальные особенности детей при подборе пластилина.

При обучении детей с ОВЗ по слуху техникам и практикам работы с пластилином на занятиях постепенно повышается сложность заданий. Для первых творческих работ подбирается несложный сюжет картины, с небольшим количеством мелких деталей. Сначала необходимо научить ребенка просто работать с пластилином: раскатывать, сплющивать, отщипывать, правильно наносить на бумагу и т.д. С получением первоначальных навыков создания пластилиновой картины, ее сюжет можно усложнить, добавив мелкие детали. В процессе занятий взрослым необходимо показать ребенку, как при помощи зубочистки или пластмассового ножика на изображении создается рельеф. Активно практикуясь, продвигаясь от простых к более сложным работам, ребенок вырабатывает навыки планирования и анализа.

Лепка нетрадиционной техникой обладает таким воздействием на ребёнка, что формирует и развивает его разносторонне, влияет на его духовный мир в целом, благоприятно влияет на развитие психических процессов.

В своей работе мы используем разные виды пластилинографии: рисование пластилином; пластилиновая аппликация; барельеф; пластилиновый витраж (обратная аппликация); граттаж (процарапывание); пластилиновая мозаика; пластилиновый квиллинг; комбинирование вышеперечисленных техник.

В процессе работы с детьми решаются задачи развития:

·        Развивает психические процессы: внимание, память, мышление, восприятие, воображение;

·        Развивает  творческие способности;

·        Развивает пространственную ориентацию, сенсомоторную координацию;

·        Развивает волю, учит целеполаганию;

·        Развивает мелкую моторику рук;

·        Способствует снятию мышечного напряжения и расслаблению.

Формирование детского творчества играет важнейшую роль в становлении полноценной личности, развитии способностей ребенка дошкольника с ОВЗ по, его потребностей и мотивов поведения и применение пластилиновой живописи делает этот процесс более успешным.