Форум

Психолого-педагогический консилиум – как форма взаимодействия педагогов ДОУ при разработке и сопровождении ИОМ ребенка-дошкольника.

Психолого-педагогический консилиум – как форма взаимодействия педагогов ДОУ при разработке и сопровождении ИОМ ребенка-дошкольника.

by Доронина Татьяна Сергеевна -
Number of replies: 0

Психолого-педагогический консилиум – как форма взаимодействия педагогов ДОУ при разработке и сопровождении ИОМ ребенка-дошкольника.

Добрый день уважаемые коллеги. Меня зовут Доронина Татьяна Сергеевна, я воспитатель МКДОУ ШР «Детский сад № 15 «Радуга». И сегодня я хотела бы поговорить о такой форме взаимодействия педагогов ДОУ как, психолого-педагогический консилиум.

 Законодательство РФ в области образования в соответствии с международными нормами предусматривает гарантии равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидов. Это обуславливает поиск путей совершенствования организации, содержания и методик обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

  Одним из путей реализации этой задачи является образовательная инклюзия, которая рассматривается, прежде всего, как средство социальной реабилитации, не только самого ребенка, но и его семьи. Необходимым условием для выполнения данной задачи является организация психолого-педагогического сопровождения.

 Создание условий реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие в соответствии с его особенностями становится сегодня неотъемлемой целью деятельности любой образовательной организации. Само понятие качества образования в общественном сознании тесно связывается с такими категориями, как здоровье, благополучие, успешность, защищенность, самореализация, уважение.

 Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования обеспечивают права на образование, в том числе дошкольное образование для детей с разными образовательными потребностями, в том числе с ОВЗ. На наш взгляд, именно перед дошкольной организацией встает ряд задач, решение которых позволит удовлетворить субъективные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья. В дошкольном образовании перспективны программы, ориентированные на индивидуальные особенности в развитии каждого ребенка.

 Результат образовательной деятельности на всех этапах развития ребенка во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. И как происходит на практике, воспитательный потенциал семьи не всегда используется целесообразно. Не редко у родителей воспитательный процесс носит спонтанный характер, их знания в педагогике отрывочны, психолого-педагогическая компетентность, зачастую, недостаточна. И как результат серьезные проблемы в формировании личности ребенка, нарушение его социальной адаптации. В данной ситуации на помощь родителям приходят специалисты консультационного пункта. Как правило, консультационная помощь носит психолого-педагогическую, консультативную направленность. И если возникают вопросы для коллегиального решения родитель (законный представитель) приглашается на ППк.

 Психолого-педагогический консилиум создан в нашей образовательной организации как форма взаимодействия специалистов детского сада, объединяющихся для психолого-педагогического сопровождения обучающихся, имеющих те или иные отклонения в развитии. Цель такого сопровождения в условиях нашего детского сада это непрерывная поддержка силами всех специалистов, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью, детей группы риска, дезадаптированных детей, через организацию мониторинга, разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута для таких детей. Для всего педагогического коллектива психолого-педагогическое сопровождение является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы, а комплексной системой, способом поддержки и помощи ребенку и его семьи в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации.

 

Психолого-Педагогический консилиум организует свою работу согласно утвержденному положению о деятельности ППк. В котором есть четкий регламент: (давайте его рассмотрим)

1.Задачи ППК

·        выявление трудностей в освоении ООП ДО, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия решения об организации психолого-педагогического сопровождения;

 

·        разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся;

 

·        консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей обучающихся; содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования;

 

·        контроль за выполнением рекомендаций ППк.

 

2.Организация деятельности

а) на базе какого учреждения организован ППк;

б) утверждается состав членов ППк.

·        общее руководство деятельностью возлагается на руководителя ДОУ, председатель ППк – старший воспитатель, заместитель председателя ППк (определяется из числа членов ППк при необходимости),

·        педагог-психолог,

·        учитель-логопед,

·        секретарь ППк (определяется из числа членов ППк);

в) обязательно ведется документация, ход заседания фиксируется в протоколе, коллегиальное решение ППк, содержащее обобщенную характеристику обучающегося и рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения, фиксируются в заключении, которое подписывается всеми членами ППк в день проведения заседания и содержит коллегиальный вывод с соответствующими рекомендациями, которые являются основанием для реализации психолого-педагогического сопровождения обследуемого ребенка.

 

3. Режим деятельности ППк.

Периодичность проведения заседания определяется запросом Организации.

Заседания подразделяются на плановые и внеплановые.

Плановые.

а) проводятся в соответствии с графиком проведения, но не реже одного раза в полугодие, для оценки динамики обучения и коррекции, для внесения при необходимости изменений и дополнений в рекомендации по организации ИОМ.

б) Вывод воспитанников на территориальную ПМПк.

в) Зачисление на логопункт.

И внеплановые заседания.

а) При зачислении нового воспитанника, нуждающегося в психолого-педагогическом сопровождении, имеющем ИПРА или решение территориального ПМПк.

б) При отрицательной либо положительной динамике обучения и развития воспитанника.

·        При отрицательной, специалисты ППк могут порекомендовать воспитаннику остаться в ДОУ до 8 лет и лучше если это будет в группе компенсирующей направленности или специализированном детском саду.   

·        При положительной динамике специалисты порекомендуют повторно пройти территориальную ПМПк на снятие заключение и вывод ребенка в общеразвивающую группу. (в нашем детском саду есть такой опыт).

в) Одним из поводов проведения внепланового ППк является официальный отказ родителей на прохождение территориальной ПМПк или уже при имеющемся заключении ТПМПк о необходимости посещать группу компенсирующей направленности или коррекционный детский сад. В данном случае специалисты ППк детского сада составляют по рекомендациям ТПМПк ИОМ ребенка. Это отражается в плане работы каждого специалиста – будь то педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре.

 

4. Проведение обследования

(давайте рассмотрим на нашем примере)

В 2019-2020 учебном году специалистами нашего ДОУ было рекомендовано прохождение ТПМПк 6 воспитанникам, из них 4 ребенка получили рекомендацию на посещение и обучение в специализированном детском саду и 2 ребенка получили направление в группу компенсирующей направленности нашего детского сада.

          2020-2021 учебный год. После прохождения ППк специалистами ДОУ с февраля 2020 года по апрель 2021года рекомендовано пройти ТПМПк 13 воспитанникам. Из них 3 ребенка получили заключение и посещают группу компенсирующей направленности в нашем детском саду, 6 воспитанников переведены в специализированный детский сад, 4 родителя подписали официальный отказ о прохождении ТПМПк и остались в группе общеразвивающей направленности, но для этих деток специалистами ДОУ был разработан индивидуальный образовательный маршрут.

 

5. Содержание рекомендаций ППк по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся.

Рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся реализуется на основании письменного согласия родителей (законных представителей).

И так уважаемые коллеги мы с вами рассмотрели форму взаимодействия педагогов ДОУ (ППк) при разработке и сопровождении ИОМ ребенка дошкольника.