Форум

«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей с ООП»

«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей с ООП»

by Козлова Оксана Владимировна -
Number of replies: 0

Работая и наблюдая за детьми, была выявлена такая закономерность: у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев рук. При обследовании детей выявляется, что зачастую мышцы пальцев у детей слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут её удержать. Не говоря уже о том, что большинство ребят затрудняются в овладении таких навыков, как застёгивание и расстёгивание пуговиц, молний и т.п. Учёными доказано, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становление речи. Словесная речь ребёнка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить.Особенно важно развивать двигательную активность пальцев рук с детьми с особыми образовательными потреностями. Одно из направлений коррекционной работы с ребёнком, имеющим нарушения речи - развитие мелкой моторики.

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями , и пальцами рук в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. В своей работе мы используемы разные способы развития мелкой моторики у детей: это и шнуровки, массажи, игры в «сухом бассейе», игры с мозаиками и прищепками. Но наиболеее интересными для наших ребят являются пальчиковые игры.

Пальчиковые игры – это своего рода целенаправленная рефлекторная гимнастика для мозга, стимулирующая развитие его отдельных зон, это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Они являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе этих игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с малышами, радовать их и вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Пальчиковые игры имеют ряд преимуществ:

-       универсальность (можно играть в любом месте в любое время);

-       кратковременность (обычно не более 2-5 минут);

-       активный, но безопасный телесный контакт в парных и групповых играх;

-       невербальное общение в играх - «молчанках», использование языка жестов;

-       наличие множества вариантов одной и той же игры с изменяющимися правилами: постепенное усложнение как двигательных, так и мыслительных задач.

Персонажи и образы пальчиковых игр — паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик — нравятся ребятам и они с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Выполняя пальчиковую гимнастику, мы сначала объясняем, как выполняется то или иное упражнение, показываем положение пальцев и кисти. Пальчиковые игры для детей необходимо предлагать от простого к сложному. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания. Только если ребёнок действует неправильно, надо снова показать ему верное положение. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребёнок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. Можно научить ребёнка в случае необходимости самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей. Начинать пальчиковые игры всегда надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик. Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать его творческие достижения, например, папе или бабушке.

Пальчиковые игры разнообразны: тексты с движениями, с массажными мячами, с карандашами, бассейн для пальчиков, су-Джок, шнуровки, пазлы, вкладыши, мозаики. Таким образом, выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.      

 

 

Список литературы:

 

1.     Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. ООО «Издательство Астрель», 2006

2.     Пальчиковые игры. Методическое пособие. Павлодар, 2010

3.     Попова Г.П. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет. ФГОС ДО. Издательство «Учитель», 2020