Форум

"Использование воспитателями старшей группы комбинированной направленности ежедневных заданий учителя-логопеда"

"Использование воспитателями старшей группы комбинированной направленности ежедневных заданий учителя-логопеда"

by Злобина Виктория Николаевна -
Number of replies: 0

«Использование воспитателями старшей группы комбинированной направленности ежедневных заданий учителя-логопеда»


Злобина Виктория Николаевна

учитель-логопед, 

МБОУ «Начальная школа – Детский сад № 11», г. Зима


Эффективность коррекционно-развивающего процесса в группах комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи зависит от преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателя. Она значительно повышается в том случае, когда работа по закреплению правильных речевых навыков, полученных ребенком на занятиях с учителем-логопедом в дошкольном образовательном учреждении, органично продолжается с воспитателем. 

Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателя проявляется в разных формах, одной из которых являются составление учителем-логопедом еженедельных заданий для воспитателей. 

С целью ежедневного закрепления материала, отработки полученных на занятиях знаний детьми и равномерного распределения закрепляемого материала на каждый день, мною разработано методическое пособие для воспитателей групп комбинированной направленности «Ежедневные задания учителя-логопеда для воспитателей группы комбинированной направленности». 

Основная цель методического пособия – создание условий для ежедневного закрепления полученных знаний в рамках лексической темы, для овладения разными речевыми умениями и навыками, возможностью их переноса в свободное речевое общение. 

Актуальность пособия обусловлена тем, что в настоящее время в методической литературе имеется еженедельное планирование заданий для воспитателей, разработанное Нищевой Н.В., а также учителями-логопедами практиками, рекомендации по его использованию, но нет методического пособия по ежедневному планированию заданий для воспитателей в рамках закрепления каждой лексической темы перспективного планирования адаптированной образовательной программы дошкольного учреждения. 

Новизна пособия состоит в том, что в разработанном методическом пособии материал распределен по каждому дню недели в рамках изучения каждой лексической темы в соответствии с перспективным планированием адаптированной образовательной программы дошкольного учреждения. 

При разработки данного пособия осуществлялся учет таких дидактических принципов как: 

Научности – задания требуют ответов, основанных на научных знаниях в соответствии с возрастом детей.

Доступности – материал подобран в соответствии с возрастными и физиологическими особенностями детей, в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Интеграции образовательных областей – предполагает объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. Предложенные задания предполагают выполнение разных видов деятельности образовательных областей. 

Коммуникативно-деятельностного подхода – реализация содержания образования через разные виды деятельности детей.

Функциональности – у дошкольников осуществляется расширение и обобщение полученных ранее знаний.

В пособии представлен комплекс разнообразных заданий по каждой лексической теме для детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи, которые можно использовать в течение всего дня или нескольких дней. Конкретный материал предложен на каждый день рабочей недели (с понедельника по четверг включительно), за исключением пятницы. В этот день осуществляется отработка тех заданий, которые вызвали у детей наибольшее затруднение.

Автором подобраны и систематизированы задания, дидактические игры и упражнения с учетом программных требований, психофизических, индивидуальных и возрастных особенностей и возможностей детей дошкольного возраста 5-6 лет с ОНР на каждый день рабочей недели, который используется воспитателями при проведении логопедического часа, в режимных моментах, а также может быть использован в мероприятиях непосредственно образовательной деятельности. Задания подобраны по степени возрастающей сложности.

Особое внимание уделено развитию психологической базы речи, включающей в себя все виды восприятия, разные виды памяти и мышления. 

В начале каждой лексической темы дан необходимый предметный, глагольный словарь, словарь признаков, наречий, который должен быть в активном и пассивном словаре детей. Указана физминутка и пальчиковая гимнастика в соответствии с лексической темой недели, которая используется на логопедических занятиях и мероприятиях непосредственно образовательной деятельности, а также в режимных моментах в течение недели. Представлены словесные игры и упражнения, игры с мячом. Систематически планируется работа на развитие координации речи с движением. Подобран и представлен материал для чтения детям по изучаемой теме и иллюстративный материал. Приведенные в пособии перечни иллюстративного материала и художественной литературы могут быть изменены, расширены учителем-логопедом в соответствии с возможностями детей. Обязательным условием успешной работы является использование воспитателями для чтения детям и, особенно, для заучивания с детьми тех произведений, которые порекомендовал учитель-логопед, так как использование не одобренного учителем-логопедом литературного материала может помешать коррекционной работе, которую он проводит.

Кроме того, в пособие включена артикуляционная гимнастика, упражнения на релаксацию, которые ежедневно учитель-логопед рекомендует проводить в утренний и вечерний отрезок времени. 

Весь материал ежедневных заданий  распределен по следующим разделам:

• логопедические пятиминутки;

• подвижные игры и пальчиковая гимнастика;

• игры на развитие лексико – грамматических категорий и связной речи;

• рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.

•Задания для самокоррекции.

Логопедические пятиминутки служат для логопедизации занятий воспитателей и содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, по развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, развитию фонематических представлений и неречевых психических функций, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми учителем-логопедом. 

Подвижные игры, упражнения, пальчиковая, артикуляционная гимнастика служат для развития общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательности и творческих способностей. Они используются воспитателями в качестве физкультминуток в непосредственно образовательной деятельности, подвижных игр на прогулке или в свободное время по второй половине дня. Весь материал выдерживается в рамках изучаемой лексической темы. Рекомендуемый в пособии материал способствует развитию всех компонентов речи.

В пособии имеется графа «Отметка о выполнении», где воспитатель оценивает уровень выполнения упражнений ребенком (качество выполнения) и записывает результат, например: «выполнено», «не справился», «отлично», «хорошо», «выполнил в полном объеме», «справился», «значительные трудности» и др.

Пособие не предполагает выполнение заданий по автоматизации поставленных звуков речи. Рекомендации воспитателям по индивидуальной работе с детьми по этому направлению работы учитель-логопед вносит в «Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя» ежедневно. Кроме этого, воспитатели отражают задания, представленные в методическом пособии, в своем ежедневном планировании. 

Данное пособие оказывает практическую помощь в решении задач речевого развития дошкольников, а также помогает осуществлять тесное сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя. Кроме этого, учитель-логопед может обсудить с воспитателем группы характерные для каждого ребенка ошибки. Это позволяет оценить эффективность проделанной работы и наметить план дальнейшей коррекционной работы. 

В пособии имеется практический материал, который может быть использован не только воспитателями, но и другими профильными специалистами дошкольного учреждения, для закрепления у ребенка правильных речевых навыков, развития дифференцированных движений пальцев и кисти рук. Организация коррекционной и образовательной деятельности всеми педагогами группы комбинированной направленности для детей с ТНР в рамках определенной лексической темы на каждую неделю учебного года — обязательное условие интеграции усилий всех педагогов в свете требований ФГОС ДО. Именно это позволяет достигнуть нужного уровня актуализации словаря детьми с тяжелыми нарушениями речи. 

В результате ежедневного выполнения заданий получены положительные результаты. Об этом говорят результаты промежуточной диагностики состояния  речи детей 5-6 лет:

У дошкольников на 20% сформированы умения образовывать и употреблять предложно-падежные конструкции с существительными единственного и множественного числа, умения изменять прилагательные по падежам, числам и родам.

   Сформированы на 31% устойчивые навыки образования и употребления относительных и притяжательных прилагательных.

Сформированы практические навыки составления сложносочиненных и сложноподчиненных предложений на 32%.

   Сформировано правильное речевое дыхание и длительный речевой выдох, выработаны навыки интонационной выразительности на 17%.

  У 68% детей группы поставлены и автоматизированы свистящие, шипящие, подготовлен артикуляционный аппарат к постановке сонорных звуков. У 35% детей данные звуки появились в изолированном виде.

  Усвоены понятия: слог, звук, слово, предложение, гласный звук, согласный звук.

  54% детей самостоятельно выполняют звуковой анализ слогов.

  На 30% сформированы умения составлять рассказы-описания, рассказы по серии сюжетных картинок.  

Данное пособие рекомендовано учителям-логопедам и воспитателям групп комбинированной и компенсирующей направленности дошкольного учреждения для детей с тяжелыми нарушениями речи, студентам факультетов коррекционной педагогики.