Форум

Здоровьесберегающие технологии учителя-дефектолога

Здоровьесберегающие технологии учителя-дефектолога

by Шадрина Марина Ивановна -
Number of replies: 0

ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей и подростковс ограниченными возможностями» ОК и ДП г.Шелехов                                                                                     Автор - учитель-дефектолог Шадрина М. И.

 

Здоровьесберегающие технологии учителя-дефектолога

Здоровьесберегающие технологии - это специально организованное взаимодействие детей и педагога; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.

Использование в практике работы дефектолога здоровьесберегающих образовательных технологий становится весьма актуальным. Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения одна из важнейших задач, стоящих перед дефектологом. Здоровьесберегающие технологии в дефектологической работе позволяют значительно улучшить результативность коррекционной работы, разнообразить приемы и методы дефектологического воздействия и способствовать оздоровлению детей, ведь качественное развитие, обучение и воспитание детей невозможно без внимания к сохранению и укреплению здоровья.

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:

- улучшение памяти, внимания, мышления;

- повышение способности к произвольному контролю;

- улучшение общего эмоционального состояния;

- повышается работоспособность, уверенность в себе;

- стимулируются двигательные функции;

- снижает утомляемость;

- улучшаются пространственные представления; 

- развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;

- стимулируется речевая функция;

- улучшается соматическое состояние.

Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения.

1. Основным направлением здоровьесберегающей деятельности является рациональная организация образовательного процесса.

Объем двигательной активности дополняю проведением дифференцированных физминуток, подвижных игр; пальчиковой гимнастики; упражнениями релаксации; упражнениями для профилактики плоскостопия; некоторыми приемами самомассажа (точечный массаж); дыхательной гимнастики.

2. Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоения во время занятий проводится мышечная релаксация.

Релаксация - комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата.

            Большинству детей с нарушениями свойственно нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации перегружают их слабую нервную систему. Мышечная и эмоциональная раскованность – важное условие для становления естественной речи и правильных телодвижений. Детям нужно дать почувствовать, что мышечное упражнение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием.

3. Дыхательная гимнастика. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психо – эмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет.

4. Артикуляционная гимнастика - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Главная задача - выработать точность, силу, темп, переключаемость движений.

5. Развитие мелкой моторики пальцев рук. Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков.

У детей с задержкой развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие – может развиться дисграфия (нарушение письма). Развитие движения пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи.

6. Развитие общей моторики. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивней он развивается. Оздоровительные паузы – физминутки проводятся в игровой форме в середине занятия.

Для детей с нарушением физминутка имеет особое значение. Проговаривание стихотворных текстов с движениями делает речь детей более четкой, ритмичной, эмоциональной, а также развивает у таких детей слуховое восприятие, внимание и память, вырабатывает координацию и совершенствует общую моторику.

7. Учитель-дефектолог на своих занятиях проводит большую работу по развитию мышления, памяти, внимания.

Рекомендуется с детьми больше использовать игры и упражнения по развитию слухового внимания, слуховой памяти, мыслительных операций, словесно-логического мышления.

Для развития внимания, памяти и мышления дефектолог использует игры и упражнения.

            8. Сохранению здоровья способствует применение Су - Джок терапии.

Су - Джок терапия – это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су Джок –терапия оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.

Массаж пальцев рук выполняется специальным массажным шариком. 

            10. Массаж и самомассаж.

При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Виды развивающего массажа, используемые в дефектологической практике:

массаж и самомассаж лица; массаж и самомассаж кистей и пальцев рук; плантарный массаж (массаж стоп); массаж языка.

11. Психогимнастика. Психогимнастика направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в само расслаблении.

Дефектологическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с задержкой развития и нарушением интеллекта. Значительный процент нарушений проявляется в дошкольном возрасте. Своевременное устранение нарушений предупреждает их отрицательное влияние на формирование личности и на все составляющие здоровья ребёнка.

Здоровьесберегающие технологии, влияющие на формирование гармоничной, творческой личности, на проблему социальной адаптации дошкольников, на развитие личности ребёнка и подготовку его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье, помогают дефектологу в комплексном, поэтапном устранении нарушений.

Литература:

1.  Е. И Подольская, Формы оздоровления детей 4 -7 лет., Издательство «Учитель» 2008год.

2.  Н.И. Крылова, Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. , Издательство «Учитель» 2008год.

3.  Т.Г. Карепова, Формирование здорового образа жизни у дошкольников. , Издательство «Учитель» 2009год.

4.  Т.А. Тарасова, Л.С.Власова, Я и мое здоровье. М., Школьная Пресса. 2008год.

5.   Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод. пособие.- М.:     Т.Ц. Сфера, 2005.