Форум

Использование лего-технологий в работе с детьми с особыми образовательными потребностями

Использование лего-технологий в работе с детьми с особыми образовательными потребностями

by Гордейчук Надежда Сергеевна -
Number of replies: 0

Игра – неотъемлемая часть детства, в  процессе ее дети подражают взрослым, пробуют  свои силы в  фантазировании, экспериментировании. Она дает детям возможности для всестороннего  развития.  Со временем она трансформируется и обретает другие формы и содержания. В процессе  работы отмечается, что дети утрачивают интерес к традиционному конструированию. И возникает необходимость в поиске новых решений.   В последнее время на смену традиционным играм приходит  лего-конструктор. В силу своей универсальности  лего-конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить образовательный процесс в ДОУ.

В последние  лего-технологии все активнее  используется  для работы с детьми с особыми образовательными потребностями для коррекции познавательной сферы ребенка, развития мелкой моторики, сенсорного  развития.

Использование лего-технологий направлены на решение следующих целей:

Ø  Обучение детей через игры-задания, игры-упражнения, дидактические игры, которые развивают внимание, память, умение находить зависимости и закономерности; классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию; умение делать правильные умозаключения на основе проведённого анализа.

Ø  Развитие у детей умения анализировать условия функционирования будущей конструкции, устанавливать последовательность её выполнения, способствовать созданию разных оригинальных конструкций на одной и той же основе: достраивать, используя блоки разных конфигураций, встраивать различные элементы.

Ø  Создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками, и соответствующим возрасту видам деятельности.

Эти цели решаются через различные формы работы:

Ø  групповая;

Ø  малыми группами;

Ø  индивидуальная работа;

Ø  дидактические игры;

Ø  рассматривание схем, таблиц, иллюстраций;

Ø  организация выставок;

Ø  беседы.

Основная форма проведения занятий – практикум.

При организации работы необходи­мо постараться соединить игру, труд и обу­чение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, тематические воп­росы также помогают при творческой ра­боте.

Использование данного материала способствуют развитию психических функций: памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение.

Для этого можно использовать следующие игры:

Ø  Игры на внимание: «Что изменилось?», "Запомни и выложи ряд",

Ø  Игры на развитие памяти: «Собери модель по памяти» (из 4-6 деталей), "Запомни и выложи ряд",

Ø  Игры на  развитие мышления: «Простые логические цепочки», "Чудесный мешочек"

Ø  Игры на развитие мыслительных процессов: «Волшебный диктант», упражнения на продолжение ряда, "Поиск недостающей фигуры", "Что лишнее?"

Ø  Игры на развитие сенсорного восприятия и тактильных ощущений: «Найди кирпичики, как у меня», «Разложи по цвету»,  «Разноцветные комнаты», «Разноцветные вагончики», «Найди на ощупь», «Чудесный мешочек», «Цветные фонарики»,

Одной из форм работы является, использование лего-конструирование при закреплении лексических тем  в  разной деятельности помогает  детям,  более эмоционально проявляют свои познавательные возможности. Можно использовать различные задания на построение героев изученных сказок, пройденных животных, растений, транспорта, строительства зданий.

Игры с конструкторами Лего обладают характерными особенностями:

1. Каждая игра с конструктором представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью деталей из конструктора.

2. Задачи даются ребёнку в различной форме: в виде модели, рисунка, фотографии, чертежа, устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип: от простого к сложному.

4. Постепенное возрастание трудности задач в конструировании позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличии от обучения, где всё объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребёнке.

5. Решение задачи предстаёт перед ребёнком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде сооружения из деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно "задание" с "решением" и самому проверять точность выполнения задания.

6. Большинство игр с конструктором не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и придумывать новые игры с конструктором, т.е. заниматься творческой деятельностью.

Результативность прослеживается через:

Ø  приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности;

Ø  умение предъявлять результат своей работы; возможность использовать полученные знания в жизни;

Ø  умение самостоятельно конструировать свои знания; ориентироваться в информационном пространстве;

Ø  формирование социально адекватных способов поведения;

Ø  формирование умения работать с информацией;

Ø  формирование способности к организации деятельности и управлению ею.

              Ребёнок – прирождённый конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании. Ребёнок на опыте познаёт конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления и комбинирования. При этом он творит, фантазирует и воображает, активно проявляя стремление изобретать и экспериментировать.

              У детей, которые занимаются конструированием, развито пространственное, логическое, математическое мышление, память, внимание, что является основой интеллектуального развития и показателем готовности к школе.