Форум

Сказкотерапия как метод снятия тревожности у детей старшего дошкольного возраста с ООП, в условиях инклюзивного образования

Сказкотерапия как метод снятия тревожности у детей старшего дошкольного возраста с ООП, в условиях инклюзивного образования

by Петухова Алена Сергеевна -
Number of replies: 0

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД СНЯТИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ООП, В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. 


Петухова Алена Сергеевна,

педагог-психолог 

структурного  подразделения

МКДОУ «Детский сад №56» 

г. Зимы


В настоящее время современная система образования позволяет включить каждого ребёнка в образовательное пространство. Положения ФГОС предназначены обеспечить возможность инклюзивного обучения детей в ДОУ — процесса общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, в том числе детей с ООП. 

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я отметила, что у некоторых детей в группе возникают проблемы в общении и установлении контакта. Такие дети, часто плачут, легко обижаются, иногда без видимой причины, ничем не интересуются. Во время пребывания в группе они могут быть подавлены, не инициативны, с трудом входят в контакт. Также данную группу посещают 2 ребенка с ЗПР, у которых проявляется повышенная склонность к переживаниям, опасениям и беспричинному беспокойству, имеющее отрицательную эмоциональную окраску.  Причиной такого эмоционального состояния у детей, может быть проявление повышенного уровня тревожности. Это может способствовать формированию отрицательного отношения к детям и взрослым, как правило, у этих детей формируется неадекватно заниженная самооценка. И как следствие они будут испытывать трудности адаптации к школьному обучению. При этом повышенная тревожность может быть характерна и для тех, и для других детей. В силу высокой тревожности детей с задержкой психического развития им требуется больше времени на установление контакта со взрослым или со сверстниками. Но если своевременно диагностировать и корректировать уровень тревожности у детей дошкольного возраста, то можно избежать многих трудностей в воспитании, школьном обучении и гармоничном развитии личности, в том числе и у детей с ООП. 

В условиях инклюзивного образования, коррекция детской тревожности посредством сказкотерапии, является самым безопасным универсальным и интересным методом. Метод сказкотерапии, как направление практической психологии привлёк меня тем что, с его помощью возможно разрешение разнообразных проблем у детей с нормой развития, так у детей с ЗПР: от трудностей общения, до острых жизненных кризисов, главное учитывать в каждом отдельном случае индивидуальный подход при коррекционной работе.  

Целью моей работы стало исследование метода сказкотерапии в коррекции тревожного состояния детей старшего дошкольного возраста с ООП, в условиях инклюзивного образования. Для достижения поставленной цели я определила для себя следующие задачи: 

1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме тревожных состояний у детей дошкольного возраста, в том числе у детей с ЗПР;

2. Определить уровень тревожности у детей старшего дошкольного возраста;

3. Разработать и реализовать цикл коррекционных занятий по сказкотерапии направленных на снижение уровня тревожности у детей старшего возраста с ЗПР, в условиях инклюзивного образования;

4.Проанализировать результаты эффективности проведенной коррекционной работы.

На начальном этапе моей работы, после изучения психолого-педагогической литературы, было проведено исследование уровня тревожности у детей старшей группы. Для диагностики использовала метод наблюдения и тест для определения уровня тревожности у детей дошкольного возраста «Выбери нужное лицо» Авторы: Р. Теммпл, В. Амен, М. Дорки. Для исследования использовала 14 рисунков на которых изображены типичные для жизни ребенка ситуации (картинки представлены в двух вариантах для мальчиков с изображение мальчика и для девочек с изображением девочки), лицо на рисунке не прорисовано, ребенку предлагала самостоятельно подобрать улыбающееся или печальное лицо к каждой картинке.

Всего было обследовано 38 детей, из них с высоким индексом тревожности - 8%, 3 ребенка (2е из них с ЗПР и 1 ребенок семья которого состоит в СОП), 16 детей – со  средним индексом тревожности – 42% и 19 детей с низким индексом тревожности – 50%. 

Проанализировав полученные результата, была проведена работа по снижению тревожности посредством сказкотерапии. 

 После анализа результатов диагностики, разработала цикл из 10 занятий «Сказки, которые лечат», опираясь на авторские разработки Р.Ткач, Хухлаевой О., Черняевой С.. Занятия цикла были направлены на снижение уровня тревожности через:

1. Закрепление за ребенком (с помощью предлагаемой ему роли-образа) позиции управляющего, режиссера;

2. Обучение придумыванию сюжета, объединение предметов по смыслу, самостоятельному владею роли;

3. Формирование умения решать проблемную ситуацию самостоятельно, опираясь на собственный опыт;

На каждом занятии цикла я рассказывала сказку. На 3х первых занятиях я читала тетям сказки ("Два брата", "Злая фея", "Дедушка и внучка (внучек)"), в которых герой-образ проживал, проблемные ситуации и самостоятельно их решал. Дети только обсуждали, верность принятого героем решения, таким образом, это помогало ребенку преодолеть зажатость и безынициативность опираясь на чужой опыт. Так же на занятиях использовала упражнения («Доброе утро», «Качели», «Неваляшка» и т.д.), которые способствовали снятию эмоционального напряжения и созданию благоприятной  эмоциональной атмосферы.

Следующие 4 занятия направлены на снижение уровня тревожности через закрепление ребенком умения решать проблемную ситуацию без опоры на роль-образ. При этом ребенок вначале наблюдал, как это делает взрослый, а затем сам заканчивает предложенные игровые истории ("Белки и орехи", "Рыбаки", "В лесу", "На реке"). На этих занятиях мы с детьми проигрывали сказки с помощью кукольного театра, сами перевоплощались в героев, а так же использовали игры с песком. Такие занятия способствуют снижению уровня тревожности через создание у детей внутренней позиции, способствующей принятию самостоятельных решений. Дети учились активно взаимодействовать друг с другом, во время инсценировок.

На заключительных 3х занятиях детям предлагала  самостоятельно выбрать героев и придумать сюжет, в котором герои находили решения из придуманной детьми проблемной ситуации. На этих занятиях дети могли проиграть возможные ситуации, которые могут у них вызывать тревожные состояния и, опираясь на собственный опыт найти решение. При таком взаимодействии, ребенок с ООП чувствовал себя увереннее.  Коррекционные занятия приводились в подгрупповой форме, продолжительностью 30 минут, 1 занятие в две недели.

Вся коррекционная работа велась в тесном взаимодействии с воспитателями  для этого мной была разработана картотека «Сказки которые лечат», которую воспитатели использовали в своей работе.

К сожалению, в период пандемии не было возможности провести с родителями в групповой форме коррекционные мероприятия (тренинги «Как помочь преодолеть тревогу», «Я смелый, потому что мама рядом»), но на сайте учреждения и в приемных для родителей размещалась информация с консультациями о том, как помочь тревожному ребенку, о причинах и путях преодоления тревожных состояний.

По окончанию цикла занятий, было проведено повторное обследование детей. Результаты которого показали, что детей с высоким уровнем тревожности стало 0% (снизился на  8%), со средним уровнем тревожности -13% (снизился на 29%) и с низким уровнем тревожности стало 87%. Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что проведенная коррекционная работа выбранным методом сказкотерапии в условиях инклюзивного образования была эффективной и позволила значительно снизить уровень тревожности у детей старшего дошкольного возраста и учесть индивидуальные особенности всех детей. Кроме количественного показателя уровня тревожности, я отметила, что дети стали проявлять меньше беспокойства в стрессовых ситуациях (при выступлении на утренниках, ответе на занятиях в группе). Также изменились и межличностные отношения со сверстниками и с взрослыми, дети стали более общительны, менее обидчивы. Родители также отметили положительные изменения в состоянии детей, дети стали менее плаксивы, более активны дома.

 В дальнейшем планирую продолжить работу методом сказкотерапии с использованием технологии Воскобовича — «Фиолетовый Лес» с детьми подготовительных групп, с целью снижения уровня тревожности перед школьным обучением.