Форум

Преемственность в работе учителей – логопедов дошкольных учреждений и общеобразовательных школ

Преемственность в работе учителей – логопедов дошкольных учреждений и общеобразовательных школ

Садовская Лариса Леонидовна -
回帖数:0

Преемственность в работе учителей – логопедов дошкольных учреждений и общеобразовательных школ

 

Садовская Л.Л., учитель-логопед

МБОУ «Начальная школа – Детский сад № 11»,

Малюченко Е.М., учитель-логопед МБОУ «СОШ № 7».

 

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда

опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком».

Л. С. Выготский

Современные федеральные государственные образовательные стандарты ставят перед педагогами задачу - сформировать у детей универсальные учебные действия, умения самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Если вовремя не скорректировать речевые нарушения, дети не смогут освоить универсальные учебные действия.

По результатам наблюдений, к сожалению, ежегодно увеличивается количество детей, поступающих в школу с различными речевыми нарушениями. Со временем изменился и их характер. Речевые дефекты у детей становятся стойкими и более сложными. В результате устная речь становится малоразборчивой, невнятной, что, в дальнейшем, приводит к нарушению устной и письменной речи обучающихся младших классов, блокируют успешность освоения школьной программы. При имеющихся речевых проблемах снижается и учебная мотивация. Решить эти трудности невозможно без преемственности в работе учителей-логопедов двух очень важных звеньев – дошкольного и школьного.

Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, который выражается в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

Тесное взаимодействие помогает учителям-логопедам дошкольных учреждений, с одной стороны, более четко представить трудности, возникающие у детей, имеющих речевые нарушения, в процессе обучения в школе, и познакомиться с направлением и методами коррекционной работы на школьном логопункте, а с другой – наиболее целесообразно и целенаправленно построить свою работу, чтобы предупредить эти трудности и свести до минимума.

Для учителей – логопедов нашего города вопросы преемственности тоже является актуальными. Поэтому на совместном заседании городских методических объединений учителей – логопедов ДОУ и логопедических пунктов СОШ данный вопрос был рассмотрен и принято решение о проведении мероприятий по преемственности в работе учителей-логопедов двух уровней образования. Для осуществления поставленной задачи и повышения эффективности коррекционной логопедической работы учителей – логопедов дошкольных учреждений и логопедических пунктов общеобразовательных школ были проведены ряд мероприятий. А именно:

·                 обследование выпускников, имеющих рекомендации ПМПК на обучение по АООП ДО детей с ТНР с использованием методики Кабановой Т.В., Домниной О.В. «Тестовая диагностика. Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями» (в условиях детского сада).

·                 Обследование первоклассников, зачисленных на логопедический пункт, с использованием «Тестовой методики диагностики устной речи младших школьников» Т.А.Фотековой и письменной речи у обучающихся 2-4 классов - по методике Т. А. Фотековой, Т. В. Ахутиной «Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов».

·                 Посещение итоговых логопедических и комплексных занятий. Так, в рамках муниципального проекта «Повышение профессиональных компетенций педагога в вопросах организации образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС и внедрения Профстандарта» в ноябре 2019 года учителя-логопеды МБОУ «Начальная школа - Детский сад № 11» провели открытое интегрированное логопедическое занятие на тему «По страницам любимых сказок», а в декабре 2019 года учителя – логопеды МБОУ «СОШ № 7» и МБДОУ «Детский сад № 16» представили вниманию коллег комплексное занятие на тему «Путешествие в город Дружбы», участниками которого были дошкольники подготовительной к школе группы комбинированной направленности МБДОУ «Детский сад № 16» и обучающиеся 1 класса, посещающие логопедический пункт МБОУ «СОШ № 7». В апреле 2020 года учителя - логопеды МБОУ «Начальная школа - Детский сад № 11» и МБОУ «СОШ № 5» в формате он-лайн провели сетевую викторину «Мой любимый город». В мае 2020 года учителя-логопеды детского сада № 212 и школы № 8 - открытое комплексное итоговое мероприятие по теме «Прилёт птиц». Проведение мероприятий не ограничились одним учебным годом. Работа в этом направлении была продолжена и в 2020-2021 учебном году. Так, нашими коллегами были проведены следующие мероприятия: викторина «Город, который мне дорог», сетевой проект «Озеро Байкал», проект «Все работы хороши…».

• Посещение логопедических занятий в школе учителями-логопедами ДОУ. Это дает возможность отслеживания логопедами дошкольных учреждений результатов обучения в школе в течение четырех лет с целью совершенствования коррекционной работы; возможность выявления проблемного поля, связанного с усвоением материала в школе, возможность установления причин с целью коррекции действий учителя-логопеда ДОУ в процессе подготовки детей к школе.

Традиционным направлением в работе учителей-логопедов школ является проведение «Логопедической недели», в рамках которой они проводят «Дни открытых дверей логопедического пункта» для учителей – логопедов детских садов. Это дает возможность выявить у детей имеющиеся проблемы, что позволяет скорректировать свою деятельность по подготовке воспитанников с речевыми нарушениями к школе. А также позволяет как дошкольникам, так и младшим школьникам, имеющим речевые нарушения, расширить знания в области логопедии, поучаствовать в конкурсах, поиграть в логопедические игры. Особенно нравятся детям участвовать в конкурсах скороговорок, а так же дети с большим удовольствием играют в «Игры со словами», отгадывают и сами составляют ребусы и кроссворды. Все представленные формы работы способствует обогащению словарного запаса, развивают инициативность, дикцию и речевые умения.

·                 Посещение логопедических занятий в ДОУ учителями-логопедами школы с целью знакомства с будущими учениками, нуждающимися в продолжении коррекционной логопедической работы; практического ознакомления с содержанием АООП ДО детей с ТНР, с целевыми ориентирами на этапе завершения освоения Программы, формами и методами работы с детьми, имеющими речевую патологию.

·                 Проведение совместного заседания ГМО учителей-логопедов ДОУ и логопедических пунктов СОШ в форме «Круглого стола». Ежегодно в конце учебного года проводится совместное заседание, где рассматриваются вопросы, касающиеся результатов работы детей, выпускаемых из групп комбинированной направленности и обучающихся 1 классов, которые ранее посещали логопедические занятия; осуществляется обсуждение с учителем-логопедом ДОУ основных направлений коррекционной работы с выпускниками группы, которые нуждаются в продолжении коррекционных занятий, уточнение индивидуальных и психологических особенностей этих детей.

• Выступление на родительском собрании для родителей будущих первоклассников по темам: «Речевая подготовка ребёнка к школе», «Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму». «Практические советы учителя-логопеда родителям первоклассников» и др.. 

Проводимая учителями – логопедами города работа в рамках преемственности позволяет реализовать единую линию развития ребёнка на этапах дошкольного и начального школьного образования, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. Единая система логопедической работы по устранению речевых нарушений в детском саду и начальных классах общеобразовательной школы позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, направленного на повышение грамотности и в более короткие сроки устранить имеющиеся речевые нарушения.