Форум

Практические рекомендации к проведению уроков математики в классах с детьми с ЗПР.

Практические рекомендации к проведению уроков математики в классах с детьми с ЗПР.

от Хасанова Елена Николаевна -
Количество ответов: 0

Реализация ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС УО

Практические рекомендации к проведению уроков математики в классах с детьми с ЗПР.

Приоритетным направлением деятельности системы образования Российской Федерации является обеспечение доступности и качества образования лиц с ограниченными возможностями и инвалидностью.

В соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ для каждой из категории детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) должно осуществляться комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение в условиях образовательного процесса всех детей с ОВЗ, с учётом состояния здоровья и особенностей психофизического развития.

Сопровождение ребенка с ОВЗ в образовательной среде определяется как создание оптимальной организации образовательной среды, соотнесенной с возможностями такого ребенка и реализации программы коррекционной работы соответствующей образовательной программы. В этом случае силами всех участников образовательного процесса должно быть создано равновесие между образовательными воздействиями (организацией программ обучения, характером и организацией межличностного взаимодействия, в том числе мотивационных воздействий, организации образовательного пространства и т.п.)
и индивидуальными возможностями ребенка.

Обучение детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации может осуществляться по адаптированной образовательной программе, разработанной для каждого ребенка с ОВЗ

Адаптированная основная образовательная программа любого уровня образования разрабатывается педагогами образовательной организации самостоятельно, с учётом требований ФГОС соответствующего уровня.

АООП для обучающихся любых категорий ОВЗ может быть реализована в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ.

      Перед каждым учителем в процессе написания адаптированной программы для детей с ОВЗ возникает вопросы: в чем разница между коррекционным классом и инклюзивным классом; как провести  урок в инклюзивном классе?

      Коррекционный класс - это где все дети обучаются по АООП, а инклюзивный класс - среди здоровых детей обучается 3-4 ребенка с ОВЗ.          

         В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

       В чем плюс, инклюзивного образования: ребенок, который учится в обычном классе, у него создается стереотип видимого благополучия.

      Проведение уроков математики в условиях инклюзивного обучения.

    Основные задачи преподавания математики заключаются в том, чтобы максимально использовать математические знания для повышения уровня общего развития детей с задержкой психического развития (ЗПР), на уроках математики осуществлять коррекцию недостатков познавательной сферы, развивать и воспитывать ряд личностных качеств (целенаправленность, терпеливость, работоспособность, трудолюбие, самостоятельность, самоконтроль и др), развивать умение планировать работу, прогнозировать результат своей деятельности и доводить начатое дело до завершения.

          Детям, страдающим от задержки психического развития, имеющим ограниченный активный фонд знаний и не владеющим рациональными способами усвоения материала, требуется для усвоения программного материала значительно больше времени. Значит, таким учащимся нужно давать разнообразное количество задач, чтобы они овладели основными способами их решения. Такие дети, привыкнув решать задачи одним способом, не могут отыскать других способов, подходов. Они не в состоянии:

·       рационально спланировать свою учебную деятельность:

·       они медленнее, чем ученики общеобразовательного класса, пишут, считают, у них в целом прослеживается более низкий уровень работоспособности при сохранении типичной динамики его в течение недели.

   Учебники, по которым работаю, не предназначены для обучения детей с задержкой психического развития и поэтому много времени приходится уделять составлению заданий и оформлению индивидуальных карточек, приходится искать новые методы преподавания математики в совместных классах – общеобразовательных и с ЗПР. Для повышения эффективности интегрированного обучения учащихся с ЗПР необходимо создать следующие условия:

1.Составлять планирование отдельно - для всего класса и для ребенка с особыми образовательными потребностями.

2. Создавать общий план с включением в него блоков заданий для каждого ребенка, нуждающегося в силу особенностей развития в индивидуальном подходе, дополнительном внимании.

 3.Формы работы на уроке бывают разные, главное - отразить в ходе урока (занятия) траекторию деятельности ребенка с особыми образовательными потребностями в классе детей «нормы».

 4. Каждый этап занятия необходимо фиксировать, ориентируя учащихся на то, что они уже сделали и что им предстоит еще сделать.

  5. Подведение итогов становится своеобразным стимулом, побуждающим учащегося к включению во все более усложняющуюся работу. Особенно этот аспект важен для ребенка с особыми образовательными потребностями.

         Методы и приемы учителя - это средства, при помощи которых он добивается решения задач урока. Их следует умело отбирать и использовать. Комбинировать или менять средства и методы нужно так, чтобы при этом происходила смена видов деятельности учащихся, чтобы менялся доминантный анализатор, чтобы во время работы было задействовано как можно больше анализаторов - слух, зрение, моторика, память и логическое мышление в процессе восприятия материала.

    Учет особенностей учащихся предполагает соотнесение не только формы и содержания занятия, его методов и приемов проведения, но и личностный, а не нормативный характер оценки достижений ученика.

Моменты, на которые следует сделать акцент:

1. При чтении задания необходимо помочь ребенку открыть учебник, найти нужную страницу, показать, где мы будем читать, во время чтения показать, где мы читаем (дети не могут удерживать внимание). В инклюзивном классе дети просто не могут следить за ходом урока, поэтому им необходима помощь.

2.В ходе урока, для детей с ЗПР приходится сокращать время на выполнение заданий и их количество (если это примеры – то решить можно 3, 4, так как дети очень быстро устают). Целесообразнее к этому номеру вернуться позднее.

3. При ответах на вопросы, отвечающему с ЗПР необходимо дать немного больше времени на обдумывание (реакция детей может быть замедленна). 4. Контрольные и самостоятельные работы, тесты занимают гораздо больше времени (необходима помощь учителя – найти тетрадь, открыть тетрадь, найти ручку и т.д.). При их решении некоторым учащимся я разрешаю пользоваться опорными алгоритмами.

Так же, для детей с ОВЗ особое внимание стоит уделять формулировке заданий: во – первых, оно должно быть сформулировано как в устном, так и в письменном виде; во – вторых, каждое задание должно быть кратким, конкретным, одним глаголом; в – третьих, при формулировании заданий показывать конечный продукт (законченный номер, решение математической задачи, т.е подготовить алгоритм решения или карточки-подсказки); в – четвертых, формулировать задание, стоя рядом с ребенком (или с помощью ученика-консультанта).

       Чтоб правильно оценить ребенка, можно предложить учитывать, такие рекомендации:

1. Стараться отмечать хорошее поведение ребенка, а не плохое.

2. Не обращать внимания на не очень серьезные нарушения дисциплины.

3. Придумывать какое-то «особое» слово, после произнесения которого ребенок поймет, что поступает не должным образом.

4. Использовать промежуточную оценку, чтобы отразить прогресс.

5. Разрешать ребенку переписывать работу, чтобы получить лучшую отметку (в дальнейшем учитывать отметку за переделанную работу).

6. Использовать систему оценки: зачет-незачет, когда речь идет об оценке роста и развития ребенка.

     Если «особому» ребенку трудно отвечать перед всем классом, то ему дается возможность представить выполненное задание в малой группе. Работа в группах позволяет таким ученикам раскрыться и учиться у своих товарищей.

     Какова структура урока в инклюзивных классах: 

 1. Оборудование каждого урока должно обеспечивать учащимся возможность для работы всех анализаторов.

2. Число видов деятельности (норма 4-7 опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассмотрение наглядных пособий).

3. Чередование видов деятельности (через 7-10 мин).

4.Виды преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа (не менее 3).

5. Применение ТСО и интерактивного оборудования, компьютера

6. Через 15 и 30 минут физкультминутки.

7. Наличие мотивации (а для чего, зачем это), поэтому задания должны содержать опору на жизненные ситуации, вопросы с содержанием о здоровье.

8. Наличие эмоциональных разрядок.

9. Видеть и чувствовать моменты утомления учеников, чтобы сменить вид деятельности.

10. Выбор оптимальной посадки учащихся: от урока к уроку она может изменяться (ученик с ЗПР + ученик-консультант, ученики с ЗПР отдельной группой)

11. Темп окончания урока, особенности окончания (не торопясь дать домашнее задание заранее, объяснить его, прочитать, закончить урок каким-нибудь высказыванием, жизненным примером).

12. Для домашний заданий можно использовать интернет ресурсы, например, Skysmart класс, где размещаю тесты разного уровня.

    Планирование урока математики в инклюзивном классе должно включать в себя как общеобразовательные  задачи (удовлетворение  образовательных потребностей в рамках  государственного стандарта), так и коррекционно-развивающие задачи.

К ним относятся:

1. Преодоление трудностей в развитии внимания, всех его видов и свойств и  определение  компенсаторных возможностей внимания (какой вид внимания для данного ребенка является более приемлемым).

2. Коррекция трудностей словесно-логического мышления и мыслительных процессов анализа, синтеза, классификации, обобщения;

3. Увеличение объема памяти и определение  компенсаторных возможностей памяти (определение ведущего вида памяти).

4. Развитие мелкой моторики, статики и динамики движений пальцев рук.

5. Развитие и коррекция трудностей связной речи, включая монологическую и диалогическую речь, а также развитие словаря.

6. Создание положительной мотивации на процесс обучения посредством похвалы, подбадривания, помощи, создания ситуаций успеха и конструктивной

критики.

     В классах инклюзивного обучения очень важно верно выбрать систему заданий и критерий  их оценивания, позволяющих реализовать качественное обучение всех детей, с учетом индивидуальной траектории обучения.

           Список использованных источников литературы и электронных ресурсов

1. Алёхина С.В. Инклюзивное образование: От образовательной политики к образовательной практике //Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография / Отв. ред. С.В. Алёхина. М.: МГППУ, Буки Веди. С 5–19.

2. Борисова Н.В., Прушинский С.А. Инклюзивное образование: право, принципы, практика. М.: Перспектива. 2009.

3. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. [Электронный ресурс] URL: http://минобрнауки.рф/документы/922

4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс] URL:

5. Банж Г., Валео Э. Влияние специального и инклйзивного образования на установки сверстников: Практическое и теоретическое исследование // Журнал исследований социальной политики. – Т. 6. – № 1.

Коллеги, добрый день! Работаю в 7 классах, где есть 5-6 детей с ЗПР в каждом классе, не хватает материалов, а именно, поурочных разработок по преподаванию алгебры и геометрии в таких классах.Подскажите, пожалуйста ресурс, где можно найти такие разработки!