Форум секции № 11

Организация образовательной работы с детьми с учётом разноуровневого подхода в доме ребенка

Организация образовательной работы с детьми с учётом разноуровневого подхода в доме ребенка

by Бондарь Юлия Тадеушевна -
Number of replies: 0

Организация образовательной работы с детьми с учётом разноуровневого подхода в доме ребенка

 

Ю.Т.  Бондарь,

воспитатель

ОГКУЗ «Братский областной

специализированный дом ребенка»,

г. Братск,

Bondar.09@mail.ru

 

В дом ребенка поступают дети младенческого и раннего возраста с различными нарушениями развития, но всех их роднит одно – у них фактически нет родителей [1]. Поэтому в соответствии с программой «Как дома» в учреждении сформированы «семейные» группы, в которых проживают не более 6-8 детей разного возраста, а так как развитие в раннем возрасте не всегда происходит равномерно, зачастую они еще и разного уровня нервно-психического развития. Так же в «семейные» группы интегрированы дети с ОВЗ и дети-инвалиды, то есть, дети с отклонениями в развитии не являются социально обособленными и изолированными, они активно участвуют во всех видах и формах социальной жизни вместе и наравне с нормально развивающимися детьми. На сотрудников дома ребенка возложена ответственность за гармоничное развитие каждого ребенка.

          Это побуждает педагогов к разработке новых форм и содержания образовательного процесса, к поиску новых эффективных технологий в оказании индивидуальной помощи каждому ребенку во время получения им воспитания и обучения. Поэтому мы используем метод разноуровневого обучения, воспитания и развития.

          Необходимость реализации разноуровневого подхода в обучении связана с существующими противоречиями между общими для всех дошкольников целями, содержанием обучения и индивидуальными возможностями каждого ребенка.

          Целью нашего проекта является обеспечение усвоения учебного материала каждым воспитанником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта.

          Цель реализуется через следующие задачи:

- создать условия для развития детей;

- организовать образовательный процесс для детей в соответствии с их возрастом, уровнем нервно-психического развития;

- развивать у детей интерес к познавательной и игровой деятельности, используя игровые технологии.

          Игра выступает как самая важная деятельность, через которую решают все образовательные задачи, в том числе и обучение [2]. С детьми раннего возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для них, в игровой форме. Подбор игровых методов и приёмов, а также планирование всех видов деятельности построены на основных дидактических принципах с опорой на систематичность и последовательность, на конкретные педагогические условия: мы принимаем во внимание возраст и уровень нервно-психического развития каждого ребенка, его способности и желание общаться со сверстниками и взрослыми. Объединяя всех детей группы на одном занятии, мы ставим перед каждым из них задачи, соответствующие именно их уровню развития, эти задачи по мере овладения навыками.

          Часто дидактический материал для раннего возраста предлагается готовый и содержит определенные задачи, направленные на повышение уровня развития. Но порой педагоги, работающие с детьми раннего возраста, сталкиваются с тем, что ребенку трудно справиться с заданием. Поэтому мы использовали метод «упрощения» [3]. Оказалось, что упрощать намного труднее, чем усложнять. Но такой подход позволил нам работать эффективно с детьми разного уровня развития. Упрощение можно делать в разных направлениях:

- уменьшать количество элементов в пособии;

- сокращать количество действий;

- ставить перед ребенком сначала одну задачу, добавляя новые по мере усвоения;

- организовывать разную степень участия взрослого в обучении (показ взрослого, совместные действия ребенка и взрослого, самостоятельные действия ребенка).

          При диагностике определяем следующие уровни развития: низкий уровень, уровень ниже среднего, средний уровень, уровень выше среднего и используем эти данные при работе с детьми.

          Примеры реализации разноуровневого обучения в нашей работе:

          - при организации игры «Собери пирамидку» для детей с низким уровнем развития предлагаем задание снимать и нанизывать колечки; с уровнем ниже среднего - нанизывать большое и маленькое колечко; с средним уровнем - собрать из трех колечек, затем из большего количества, добавляя по одному и т.д.;

          - используем различные игры при воспитании культурно-гигиенических навыков («Оденем куклу»: задание для детей с низким уровнем развития –  снять носочки, снять платье; с уровнем ниже среднего – надеть носочки; с средним уровнем развития – надеть платье и носочки);

          - используем материалы с разным уровнем сложности: контурные изображения для раскрашивания; наложенные изображения с 2, 3 или 4 предметами; шнуровка с разными по величине и количеству отверстиями; наборы для группировки с разным количеством групп предметов или с разным количеством предметов и т.д.;

          - используем разрезные картинки: одна группа работает с картинкой, разрезанной на 2 части, другая – с 3 частями, третья – с 4 частями;

          - для детей со слабой мелкой моторикой применяем более крупный раздаточный материал (фишки, геометрические фигуры и т.п.), чем для детей с хорошо развитой мелкой моторикой;

          - если ребенок испытывает трудности при усвоении некоторых математических представлений и понятий, то, за день или за два до занятия мы показываем, например, фигуру и говорим ребенку: «Скоро мы познакомимся с новой фигурой. Еще никто не знает, как она называется, а тебе я сейчас скажу, только ты постарайся запомнить - это квадрат». Накануне занятия еще раз напоминает, как называется фигура и чем она отличается от уже знакомых. После такой подготовки ребенок легче справляется с заданиями и, как правило, активен на занятии; 

          - для детей с высоким темпом деятельности заранее готовим дополнительные индивидуальные задания; для детей с низким темпом деятельности при необходимости сокращаем количество заданий в рамках одного занятия;

          - для детей с высоким уровнем двигательной активности используем на занятии задания, связанные с передвижением в пространстве или с каким-либо действием.

          Применение разноуровневого подхода актуально в любом дошкольном образовательном учреждении, так как с каждым годом растет число детей с теми или иными нарушениями в развитии, посещающих ДОУ.

          Таким образом, разноуровневый (дифференцированный) подход:

          - даёт шанс каждому ребенку максимально использовать свои возможности во время обучения;

          - позволяет акцентировать внимание педагога на работе с различными категориями детей (помогать «слабому» ребенку, уделять внимание «сильному», работать более эффективно с детьми, испытывающими трудности в обучении);

          - делает процесс обучения интересным;

          - исключает перегрузки;

          - благотворно влияет на все стороны развития личности ребенка [4].

         Но результативность этой работы заметна лишь при условии систематического её проведения с детьми и при постоянной поддержке интереса к занятиям с помощью игровых технологий. Это подтверждают результаты проведенной работы:

- у детей наблюдается интерес к познавательной и игровой деятельности;

- дети с ОВЗ и инвалидностью почувствовали свою значимость и принадлежность к сообществу нормально развивающихся детей;

- наблюдается положительная динамика в нервно-психическом развитии детей;

- увеличен процент детей с ОВЗ и инвалидностью, взятых под опеку или усыновленных приёмными родителями.

 

Литература

1. Доскин В.А., Макарова З.С. Развитие и воспитание детей в домах ребенка/ В.А Доскин., З.С Макарова. – Москва: Владос-Пресс, 2007. - 375 с.

2. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования/ И.С. Якиманская–  Москва: Сентябрь, 2000 г., 176 с.

3. Маханёва М.Д. Индивидуальный подход к ребёнку в ДОУ. Организационно-методический аспект/ М.Д Маханёва. – Москва: Сфера, 2005. – 56 с.

4. Хробостова Н. В., Лавренёва А. В. Разноуровневое обучение как условие педагогической технологии Марии Монтессори // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 3276–3280.