Сопровождение младших школьников с нарушением интеллекта в образовательной организации общего типа
Начало школьного обучения является новым сложным этапом в жизни каждого ребенка. Новая социальная роль, новый распорядок дня, новые правила и требования – этот ряд задач не связан с предыдущим опытом жизни ребенка, поэтому является значительной эмоциональной и физической нагрузкой. Ребенок, не имеющий отклонений развития, достаточно быстро и легко адаптируется к новым условиям жизни. Однако нельзя сказать такого о ребенке с умственной отсталостью. Тотальность поражения при умственной отсталости задевает и адаптационные механизмы, что приводит к трудностям при перемещении ребенка в новые условия жизни. Школьнику с умственной отсталостью необходима особая помощь для школьной адаптации – социально-педагогическое сопровождение.
Социально-педагогическое сопровождение – это системная деятельность по созданию социально-психологических и педагогических условий для успешного обучения и развития ребенка.
Социально-педагогическое сопровождение включает в себя:
– психолого-педагогическое консультирование обучающихся и их родителей (законных
представителей),
– коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися,
– помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации (для детей среднего и старшего возраста).
Особенности развития детей с умственной отсталостью диктуют особые требования обучения и образовательные потребности таких детей. В частности, нарушение адаптационных механизмов проявляются в неврозах, страхах, эмоциональной опустошенности, нежеланием выполнять задания и взаимодействовать с учителем. Для максимально комфортного перехода к школьному обучению в условиях массовой общеобразовательной школы младшим школьникам с умственной отсталостью назначают тьютора.
Тьютор – это специалист, который знает психолого-педагогические особенности ребенка с интеллектуальной недостаточностью, изучает его интересы и создает специальную образовательную среду для его развития. Тьютор курирует все аспекты школьной жизни ребенка, становясь как бы посредником между школьником и окружающим миром.
К основным функциям тьютора можно отнести:
1. Контроль и диагностику состояния ребенка в образовательном процессе,
2. Участие в проектировании индивидуального образовательного маршрута,
3. Помощь ребенку в организации учебного дня,
4. Содействие в психологической адаптации к новым условиям деятельности и незнакомому коллективу,
5. Мотивация ребенка к обучению,
6. Консультативная работа с педагогами и родителями, помогающая выстроить картину прогресса обучения и потребностей ребенка.
На практике основная работа тьютора сосредотачивается вокруг вопроса социальной адаптации ребенка. Ребенок с нормальным развитием при отсутствии дезадаптации, как правило, без затруднений вступает во взаимодействие с педагогом и сверстниками, формирует дружеские отношения, занимает некую нишу в коллективе. Ребенок же с умственной отсталостью склонен к нарушению социальной коммуникации, которое проявляется тем сильнее, чем ярче выражен дефект развития. В этом смысле тьютор, включенный во взаимодействие с конкретным ребенком, зная индивидуальные особенности и интересы этого ребенка, может так организовать процесс пребывания в школе, чтобы младший школьник вовлекался в социальные контакты и делал это с минимальным стрессом для психики и без принуждения.
Важным аспектом работы тьютора является сбор информации для психолого-педагогического консилиума. Для успешной адаптации школьника с умственной отсталостью необходима комплексная работа специалистов. Оптимальные условия для обучения, развития, социализации и адаптации создаются взаимодействием руководящих и педагогических работников организации, они и составляют консилиум, который с определенной периодичностью обменивается информацией и корректирует стратегию работы с ребенком.
Обобщая вышесказанное, мы может отметить, что адаптированная основная общеобразовательная программа для учащихся с умственной отсталостью к особым образовательным потребностям учащихся относит создание особой пространственной и временной системы общеобразовательной среды с учетом индивидуальных особенностей учащихся (функциональное состояние центральной нервной системы, нейродинамика психических процессов). Реализацией данного положения и является создание социально-педагогического сопровождения, которое позволяет адаптировать младших школьников с умственной отсталостью к школе.
Таким образом, для успешной школьной адаптации младших школьников с умственной отсталостью необходим комплексный подход. Для этого организуется социально-педагогическое сопровождение, которое осуществляет психолого-педагогический консилиум школы, а также индивидуальный тьютор. Индивидуальный подход к каждому учащемуся с умственным недоразвитием – залог успешной школьной социальной адаптации.