Грицевич Н.В. МБОУ «СОШ №7» г. Зима
учитель начальных классов
Трутнева И.В. МБОУ «СОШ №7» г. Зима
учитель начальных классов
У школьников с ОВЗ, может быть, даже больше, выражен мотив для работы над проектами, так как ребенок активно стремится самостоятельно исследовать окружающий его мир.
Задача взрослых – поддержать детскую любознательность, не пресекать активность ребенка многочисленными запретами, тогда с возрастом естественная познавательная потребность ребенка станет основой его успешного обучения в школе.
Проектная деятельность обучающихся
ОВЗ может проходить в форме
небольших междисциплинарных исследований. Содержанием проектной
деятельности школьников могут стать извечные детские «почему?»,
на которые взрослым порой бывает так трудно найти ответы.
Целями проектной деятельности в школе является формирование у детей предметных знаний и общеучебных навыков. Однако здесь имеется определенная специфика.
Предметные знания в данном случае понимаются как ряд взаимосвязанных представлений, формирующих у ребенка единую картину мира. Общеучебные навыки рассматриваются как универсальный инструментарий, используемый ребенком в его учебной и внеучебной деятельности.
К ним относятся:
1) Социальные (связанные с групповым взаимодействием).Проектная работа предполагает коллективную деятельность, а значит, способствуетформированию:
-умения работать в группе, внимательно относиться к другим, делиться материалами, соблюдать очередность, принимать и выполнять определенную роль (лидер, исполнитель, оппонент);
-умения пойти на компромисс, разумно реагировать в ситуации конфликта.
2)Коммуникативные (связанные с работой с информацией). Проектная работа предполагает изучение некоторого объекта и передачу полученнойинформации. Поэтому в ходе этой работы формируются:
-умение слушать и слышать другого человека (не перебивая говорящего),
-принимать другое мнение, часто отличное от собственного;
-умение высказывать свое мнение (говорить спокойно, не обижая слушателей), отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;
-умение рассказать о проделанной работе.
3)Мыслительные (связанные с интеллектуальным актом). В ходе работы ребенок сталкивается с такими вопросами, как:
-Что это такое?
-На что это похоже?
-К каким из уже известных мне предметов и явлений это относится?
-Из чего это состоит?
-Как это связано между собой и с другими предметами и явлениям?
-Как
это работает?
Поиск ответов на эти вопросы способствует развитию таких мыслительных операций,
как, например, анализ и синтез, сравнение и обобщение, классификация и
выявление закономерностей.
4) Исследовательские. Работа над проектом заставляет ребенка наблюдать различные предметы и явления, принимать во внимание мелкие детали и различия, фиксировать результаты проведенного исследования и представлять материал наглядно. Кроме того, работая над проектом, ребенок ставит перед собой цель, продумывает план, а закончив работу, сам ее оценивает. Следовательно, у него формируются умения и навыки:
-формулировать вопросы;
-планировать свою деятельность;
-наблюдать предметы и явления;
-оценивать свою работу по предложенным критериям.
Специфика проектной деятельности как деятельностной технологии обучения проявляется в том, что при работе над проектом необходимость осуществления деятельности ведет за собой активное, осмысленное приобретение, применение и закрепление соответствующих знаний.
Учитель- инициатор увлекательных начинаний.
Занимаясь проектной деятельностью с учащимися, педагог может выступать в той или иной роли:
-«Энтузиаст»: побуждает учеников к познавательной и творческой деятельности.
-«Специалист»: компетентен во всём.
-«Консультант»: помогает советом, подсказывает, как лучше сделать.
-«Руководитель»: может наметить план проекта, его структуру и управлять им.
-«Модератор»: организовывает обсуждение и направляет мысль ученика.
-«Координатор»: организовывает сотрудничество.
-«Эксперт»: анализирует результаты, оценивает.
Проблема духовно – нравственного воспитания в последнее время стала насущной и требует своего разрешения в связи с негативными процессами, происходящими в общественном сознании и поведении. Поэтому необходима продуманная целенаправленная работа по развитию и формированию духовно-нравственных качеств личности младших школьников.
Одним из
эффективных методов, позволяющих решать поставленные задачи, является проектное
обучение, которое имеет высокую степень самостоятельности, инициативности
учащихся; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых
взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско-творческой
деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.
Проектная
деятельность - учит детей ставить и решать проблемы, которые требуют не только
применение полученных знаний, но и приобретения новых в рамках самостоятельной
и совместной со взрослыми деятельности; раскрывает личностные качества; повышает
самооценку, интерес к учебной деятельности; помогает
школьникам чувствовать себя уверенно в нестандартных ситуациях; повышает адаптивные возможности и
творчество.
Таким образом, включение проектной деятельности в процесс обучения и воспитания способствует повышению уровня нравственности учащегося. Этот вид работы хорошо вписывается как в познавательный процесс, так и в процесс становления духовно-нравственной личности, осуществляемый в виде практикума, эффективен при соблюдении всех этапов проектной деятельности, обязательно включающих рефлексию.
В проектной деятельности создаются оптимальные условия для решения задач духовно-нравственного воспитания младших школьников, поскольку подобного рода знания, чувства и опыт поведения формируются в процессе поиска решения личностно значимых проблем.