Форум секции № 7

«Эпические методы обучению сложению и вычитанию однозначных чисел в пределах 20. Пиксельграммы на уроках математических представлений».

«Эпические методы обучению сложению и вычитанию однозначных чисел в пределах 20. Пиксельграммы на уроках математических представлений».

by Тараканова Юлия Анатольевна -
Number of replies: 0

«Эпические методы обучению сложению и вычитанию однозначных чисел в пределах 20. Пиксельграммы на уроках математических представлений».

 

В соответствии с современными тенденциями развития образования и опираясь на Федеральный Государственный Стандарт для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) мы выяснили, что выпускник – это активный, любознательный, понимающий живое, обладающий способностью решать насущные жизненные задачи человек.

В общей системе подготовки школьников с нарушением интеллекта к самостоятельной жизни большое место занимают уроки математических представлений. На этих уроках обучающиеся получают начальные математические знания, овладевают необходимыми вычислительными навыкам и умениями, учатся делать элементарные логические заключения. Однако усвоение математических знаний, умений и навыков для детей с умственной отсталостью представляет большие трудности. Дети, в силу присущих им особенностей психического развития, а это: интеллектуальная недостаточность, инертность мышления, бедность представлений, нарушения речи и другое, слабо ориентируются в содержании математического задания, затрудняются или не могут его выполнить самостоятельно. Поэтому им необходима постоянная помощь. Способность к оперированию числовой и знаковой символикой дается нелегко. Они с большим трудом запоминают определения, формулировки, общие схемы рассуждений, путаются в операциях сложения и вычитания, не запоминают названия некоторых цифр.

Задача преподавания в классах для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) состоит в том, чтобы научить обучающихся таким доступным количественным  и пространственно – временным представлениям, которые необходимы для самореализации и жизни в обществ, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Использование разнообразных методов и форм работы на уроках математических представлений  умственно отсталыми учащимися положительно влияют на познавательную и мыслительную активность.

Через использование занимательного материала можно активизировать и развивать познавательные интересы. Обучение должно вести не только к готовым знаниям, но и к методам познания, приводящим к этим знаниям.

Эпические методы и приемы чаще всего используются на уроках словесности.

ЭПОС -  от греческого «epos» – слово, рассказ, повествование о событиях, людях, об обстановке, их окружающей.  Это род литературы наряду с лирикой  и драмой. Это героическое повествование, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоничном единстве мира героев. Чаще всего эпические поэмы не имеют авторов.  Собиратели древних эпосов не осознавали себя авторами написанного. Повествование ведется от лица повествователя, реального или вымышленного рассказчика, наблюдателя, участника или героя событий.

Существует три вида эпических жанров:

1.     Большие: эпопея, роман.

2.     Средние: повесть, поэма

3.     Малые: очерк, рассказ, новелла, сказка, басня.

 

Поэтому я решила применить на уроках  математических представлений наиболее доступный и понятный для данной категории  детей жанр – сказку. Применение этого метода обуславливает коррекцию и развитие познавательной деятельности при направляющем руководстве учителя. Последовательность взаимосвязанных действий учителя и учащихся обеспечивает усвоение алгоритма счетных операций.

Итак, перейдем непосредственно к описанию  данного метода. В программе обучения есть тема: «Решение примеров и задач на сложение однозначных чисел с переходом через разряд». Предварительно дети учатся счетным операциям в пределах 10 (сложение и вычитание), дополнять однозначное число до десятка, раскладывать числа второго десятка на разрядные единицы.

При этом следует отметить, что данный метод помогает более успешно усваивать знания, умения в дальнейших счетных операциях в пределах 100.

Начинаем объяснять материал только после того, как повторили вышеперечисленные параметры (состав числа из двух слагаемых, дополнение заданного числа до 10). Детям предлагается пример: 9+3.  Желательно применять аксессуары для более сказочного иллюстрирования сказки. Например: для числа – принцессы – бантик, для слуги – колпачок, для феи- картинка героя, для цифры королевы- корона и т.д.

 Теперь начинаем рассказывать сказку.

Жили в примере на сложение два числа: 9 и 3. Самое большое число здесь 9. Она и является принцессой, и число 3 – ее слуга. 9 мечтала превратиться в 10, то есть королеву. Но никак не получалось. Но вот прилетела добрая волшебница. Она спросила: «Что вы желаете?». И 9 рассказала о своей мечте. Тогда волшебница сказала, что выполнить ее просьбу не трудно, ведь ей до 10 не хватает несколько единиц. (Вопрос к детям «Сколько единиц не хватает числу 9 до десятка?»). Только где мне их взять. И тогда слуга сказал, что может дать недостающие единицы. (Вопрос к детям «Если слуга, число 3, отдаст единицу, то сколько единиц останется»). Начнем волшебство. На доске записываем: 9+1+2=. Если к 9 прибавим одну единицу, то превратится она в десяток?

Но рядом с ней останется ее уменьшенный на единицу слуга (2). Запишем то, что у нас получилось: 9+1+2=10+2=12. Вот и свершилось чудо, которое свершилось с вашей помощью.

Наибольшие трудности вызывает действие вычитания. Ошибки в вычислениях носят различный характер. Причиной некоторых из них является слабое усвоение табличного сложения и вычитания пределах 20.

Много ошибок допускается в результате того, что ученики забывают прибавить получившийся в уме десяток. Вот поэтому здесь так же эффективно применение эпического приема (сказки). После того как дети познакомились с изображениями героев, часто ими пользовались, то можно заменить их любым условным изображением, например квадраты, полоски или другой счетный матераил.

На доске пишем пример: 15-6. Какое самое большое число в этом выражении. Вот это число и есть принцесса. А число, которое меньше – ее слуга. Захотела принцесса (число 15) стать королевой, но, чтобы это случилось необходимо чтобы оно превратилось в десяток. Как вы думаете, сколько единиц у этого числа лишние. Тут вдруг появляется злая волшебница. Она очень жадная. Она предложила помочь в свершении чуда, но предупредила, что заберет лишние единицы у принцессы. При этом она заберет столько же единиц и у слуги. Согласились герои сказки с условиями волшебницы. Развела она по разным комнатам принцессу и ее слугу. И начала совершать волшебство. Забрала лишние единицы у принцессы в одной комнате, потом забрала столько же единиц у слуги во второй комнате. Вот и превратилась наша принцесса в королеву, а рядом с ней слуга, который стал меньше. А вместе они дают нам вот такой результат. (Запись на доске: 15-6= (15-5) -(6-5) =10-1=9).

Прочное усвоение вычислительных приемов понадобится им не только во время обучения в школе и на других предметах, но и в быту, на работе, практически повсюду.

Как показывает практика, применение эпических методов обучения эффективны и оказывают более стойкий результат в развитии знаниях, умениях и навыков обучающихся.

           У учащихся с более  прочными вычислительными навыками гораздо меньше проблем с изучением математики и других наук:

 · повысилась техника счёта;

· понизился уровень вычислительных ошибок при выполнении самостоятельных работ;

· учащиеся стали более внимательными, наблюдательными;

· повысился интерес к предмету.

Еще один новый вид работы на уроках математики нравится детям и приносит ощутимые результаты. Это работа с пиксельграммами.

Что такое «пиксель»? это атом цифрового изображения. Если не вдаваться в техническую терминологию, то пиксель можно определить как базовую, самую маленькую единицу измерения изображения. Это крошечная точка, которая имеет чаще всего округлую или прямоугольную форму. Цветность пикселя может быть разная. Существуют как черно- белые изображения, так цветное. А сочетания цветов как раз и позволяют создавать красочные кадры на современных устройствах.

Существуют основные  этапы обучению работе  с клеткой:

1.     Знакомство с листом;

2.     Знакомство с клеткой;

3.     Рисование в клеточках элементарных фигур, упражнений по типу «Продолжи ряд»;

4.     Более усложненный вид работы: Графический диктант по клеточкам;

5.     Упражнения «Дорисуй вторую половину по клеточкам»;

6.     Упражнения «Пиксельграммы»

При использовании пиксельграмм преследуются следующие цели:

1.     Коррекция и развитие пространственного, алгоритмического мышления;

2.     Коррекция и развитие логического мышления;

3.     Коррекция и развитие операций мышления: анализ и синтез, классификация и обобщение;

4.     Учит и расширяет навыки ориентировки на простой плоскости, координатной плоскости;

5.     Расширяет навыки письма, счета, ориентировки в счетном ряду;

6.     Учит видеть и просчитывать ситуации на несколько шагов вперед.

На начальном этапе мы применяем более легкие, более простые пиксельграммы. Желательно с использованием цветовой гаммы. Казалось бы, что простые задания не должны вызывать трудностей у детей. Но учащиеся очень часто на начальном этапе допускают ошибки, некоторые вообще не могут справиться с работой. Все задания предлагаются детям по принципу «от простого к сложному». Сложные виды работы так же доступны для выполнения детям с умственной отсталостью. Можно предлагать задания по типу «Закрась клетку определенным цветом в соответствии с написанным в клетке числом. Эти задания можно выполнять как в индивидуальной подаче, так и фронтально. Далее предлагаем работы по аналогии. Например: «дорисуй снежинку или мандалу по клеткам», «заполни числовую змею».

         Эти игры обладают уникальным развивающим эффектом, которые способствуют развитию памяти, речи, воображения; развитию навыков ориентировки на листе и в тетради; формируют элементарные математические представления, настойчивость и терпение.