Форум секции № 8

Приемы формирования и коррекции базовых знаний по русскому языку у учащихся с ОВЗ в основной школе

Приемы формирования и коррекции базовых знаний по русскому языку у учащихся с ОВЗ в основной школе

by Щерба Ирина -
Number of replies: 0

Не секрет, что  в развитии интереса к предмету нельзя полностью  полагаться на содержание изучаемого предмета. Сведения истоков познавательного интереса только в содержательной стороне материала приводит лишь к ситуативной заинтересованности на уроке. Если учащиеся не вовлекаются в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным интересом. Поэтому при формировании познавательных интересов  школьников на уроках русского языка особое место принадлежит такому эффективному педагогическому приему как  использование  методов и приемов, наиболее соответствующих психолого-педагогическим особенностям обучающихся, специфике протекания психических процессов: особенностям мышления, памяти, внимания, восприятия и переработки информации. В основу моей практики положена теория развивающего обучения, основанная Л.С. Выготским  еще в 30-х годах и базирующаяся на соотношении обучения и развития обучающихся.

Обучающимся требуется не только  усвоение школьных знаний, формирование общеучебных навыков, но и тренировка  высших психических  функций (концентрации, устойчивости, распределения, объема, переключения внимания; словесной, зрительной, моторной, слуховой памяти, словесно-логического мышления).

Эту работу можно построить по двум направлениям:

Подбор специальных заданий, способствующих развитию внимания, памяти, словесно-логического мышления;

Разработка заданий, сконструированных по типу специальных, на основе лингвистического и программного материала.

Регулярные занятия по развитию внимания дают положительные результаты. Дети приучаются не просто слушать, а слышать, не просто смотреть, а видеть…

Корректурные пробы – это замечательный материал для развития усидчивости детей, зрительного внимания и памяти. 

 

 

йщьфсчэхюздклпцяршбжтсугывмсианеосмвыугоенаитжбшряцп

Оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмвыугтжбярцпш

Тжбшряцплкздюхчэфьшйсмвыгуоенаийьщюхэифцплкдзтжбря

ряцплкдзюхэчфшьйсшьйюхэчфцплкдзяршбжтсмвыгуианеосмт

оенаисмзвыгутжбшряцплкдзюхэчзфшьйоенаисмвыугтжбярцпш

тжбшряцплкздюхчэфьщйсмвыгуоенаийьшюхэчфцплкдзтжбря

сяцплкдзюхэчфшьйшьйюсэчфцплкдзяршбжтсмвыгуианеосмт

цплкдзюхэчфшьйтжбршясмвыгуоенаисмвыгутжбшряцплкдзй

     Корректурные пробы (от слова корректировать) – задания на поиск, исправление, корректировку некоторой информации (цифры, буквы, картинки, фигуры и т.д.).

При работе с корректурными пробами важно обучить ребёнка просматривать информацию построчно, слева – направо, от начала до конца ряда, чтобы   дети  учились упорядочивать, организовывать своё внимание.  Начинать выполнение данных упражнений необходимо с вычёркивания (подчёркивания) одной фигуры (буквы), главное – научить ребёнка работать по рядам, а не хаотично. Когда способ действия освоен – можно усложнять задания – поиск нескольких объектов (они отмечаются разными способами: подчеркнуть, зачеркнуть, обвести в кружок и т.д.). Затем можно ограничивать время выполнения заданий.

Учёные выяснили, что если ребёнок выполняет каждый день корректурную форму, то через два месяца у него ошибок при чтении станет в 2 – 3 раза меньше.

Корректурные пробы существуют и буквенные, и картинкой.

Данный вид задания можно предлагать детям от трёх лет и старше, постепенно усложняя задания: давать меньше времени на его выполнение и увеличивать количество символов в задании.

 Возможно адаптировать корректурные пробы под темы уроков.

Например, русский язык: тема « Корни с чередованием». Необходимо найти и вычеркнуть слова на данную орфограмму.

Далее работа с этими словами может продолжаться на уроке. Можно работу с текстом на изучаемую орфограмму построить как с корректурной пробой.

 2. Правописание о/е после шипящих в корне слова
В тексте слова с буквой О  в корне слова обведи, с буквой Е
подчеркни. Выпиши в тетрадь, объясни правописание этих слов.

 

Чопорный черт в черной шелковой одежонке сидел на жестком диване и пил дешевый желудевый кофе, изредка чокаясь со своим отражением в тяжелом глянцевитом самоваре, стоящем на парчовой скатерти шоколадного цвета. Черт был большой обжора и, несмотря на изжогу и больную печенку, объедался крыжовником со сгущенным молоком. Поев и погрозив своему отражению пальцем, черт, молодцевато встряхнув челкой, пустился танцевать чечетку. Цоканье его копыт было столь сильным, что в цокольном этаже думали, что наверху гарцевала лошадь. Однако черт был не очень искусным танцором и, совершив один не совсем удачный скачок, врезался в самовар и обжег свой пятачок, покрытый мягкой шерсткой. Ожог был очень тяжел. Огорченный черт куцей овцой кинулся к бочонку с мочеными яблоками и сунул в него обожженный пятачок. “Правду говорят, что небереженого бог не бережет”, -чертыхнулся черт чертовской пословицей.

Задание 3. Вычеркивать заданные буквы (например, в алфавитном порядке, звонкие- глухие согласные и т.д.) в печатном тексте (шрифт достаточно крупный, как в учебнике). Можно выбрать любую детскую книжку.

•           Способ вычеркивания букв:

•           -Начинать вычеркивать буквы можно как по одной, так и по две или даже  три.

•           Например: Вычеркни в тексте все буквы «р».

•           -Вычеркивай двумя руками и разными цветами.

•           Вычеркивать буквы левой и правой рукой (вычеркивай букву «с» правой рукой, а «з»- левой).

Можно для этой работы использовать текст любого произведения, изучаемого на уроках литературы.

•           Три девицы под окном    Пряли поздно вечерком.

•           «Кабы я была царица, — Говорит одна девица, — То на весь крещеный мир   Приготовила б я пир».

•           «Кабы я была царица, — Говорит ее сестрица, — То на весь бы мир одна Наткала я полотна».

•           «Кабы я была царица, — Третья молвила сестрица, — Я б для батюшки-царя Родила богатыря

Одно из необходимых условий успешного обучения ребёнка в школе является  качество его чтения.  При сдаче устного собеседования по русскому языку проверяется  на сколько  темп чтения соответствует/ не соответствует  коммуникативной задаче. С проблемой чтения сталкиваются все педагоги на своих уроках, особенно страдают учителя гуманитарных предметов.

Чтение – это, прежде всего, процесс понимания прочитанного. Но понимание во многом зависит и от скорости чтения. Оптимальной считается скорость чтения соответствующая темпу разговорной речи, т.е. примерно 150-170 слов в минуту.

При помощи таблиц Шульте мы можем расширить угол зрения, тем самым увеличить темп чтения. На этом построен принцип скорочтения.

Поле зрения: ширина текста, который воспринимают ваши глаза при каждой остановке.

У большинства людей при чтении поле зрения максимально узкое: одно слово на остановку. Статистика это подтверждает: если читать пословно, то получается четыре слова в секунду и ровно 240 слов/мин  Широкий угол зрения - это важный навык, которым обладает каждый быстрочитающий человек. Чем шире угол чтения, тем быстрее можно найти важную информацию, и поэтому выше скорость чтения.

Как работать с таблицами Шульте?

 

•                    Расположите таблицу на расстоянии 30-40 см от глаз ребёнка;

•                    Ребёнок находит центр таблицы и фиксирует взгляд;

•                    Не совершая движений глазами, ребёнок находит и показывает все числа по порядку;

Периодически меняйте таблицу

Самое главное, на что обращать внимание, работая с таблицами,  фиксировать взгляд  в центр таблицы, и искать числа по порядку. Таблицы необходимо менять периодически. Дети выполняют это упражнение в парах на развивающей пятиминутке, сами засекают время.

 

 

 

 

 

 

Двухцветный вариант

Здесь сначала ребёнок называет числа, написанные одним цветом, а потом  другим .

 

Память у детей   характеризуется мозаичностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной активностью при воспроизведении информации.

Упражнения на развитие  памяти:

Игра « Запомни слова»

Играют в парах. Каждый из партнеров на листочке пишет любых 20 слов

( словарные слова, термины, изученная орфограмма) . Пока подростки пишут, они их должны запомнить. Дается ограничение во времени- 1 минута.

После этого участники обмениваются листочками и проверяют , насколько хорошо каждый из них запомнил записанные им самим слова. Число слов фиксируются. Отслеживается рост запомнившихся  слов, определяются победители и т.д.

Игра «Запоминаем , рисуем»

Учитель называет 20 слов. Каждый ребенок,  нумеруя рисунки, зарисовывает как угодно, не используя буквы, эти слова ( на счет 1, 2,3).  Потом необходимо воспроизвести эти слова. Кто больше всех запомнил, тот и  выиграл. Дальше может быть организованна работа с этими словами.

Методика « Пиктограмма»
Цель: Развитие  опосредованного запоминания,  его продуктивности, формирование понятийного мышления.

Вам будет предложен для запоминания перечень слов и словосочетаний. Для облегчения задачи Вы Можете сразу после предъявления слова или словосочетания выполнить в качестве "узелка на память" любое изображение, которое поможет Вам воспроизвести предъявляемый материал. Качество рисунка не имеет значения. Помните, что этот рисунок Вы выполняете для себя в целях облегчения запоминания. Каждое изображение обозначайте номером, соответствующим порядку предъявляемых слов и словосочетаний. 10-18 словосочетаний и слов. Проверка через 5 минут.

•                    1. Веселый праздник

•                    2. Тяжелая работа

•                    3. Развитие

•                    4. Вкусный ужин

•                    6. Болезнь

•                    7. Счастье

•                    8. Разлука

•                    9. Дружба

•                    10. Темная ночь

Главным признаком нарушения познавательного развития у детей с задержкой психического развития являются некоторые особенности их мышления. Все его виды, включая словесно-логическое, нарушены. Значительно нарушены операции логического мышления:

анализа;

сравнения;

 классификации

Подобные упражнения как раз направлены на развитие этих операций.

 

Решите анаграммы и исключите лишнее слово :

КОХЙЕК                           
СНИНЕТ

 ОЖИВТ
ЛУФОБТ

НИШПАЯЛ
НИБОВОС
ИШКУПН
 ОЗУКРА

Слова для анаграмм можно брать любые: словарные, термины

( собрал термин, объяснил его значение)

Хоккей, теннис, футбол ( живот). Фамилии выдающихся людей, собрали и дома узнали об этих людях интересную информации или какой вклад внесли в развитие ….

(Пушкин) , Собинов, Шаляпин, Карузо

При изучении многозначности слова можно использовать задания  :

Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок

•                    ЖИВОТНОЕ (….) МОНАХ

•                    РОДНИК (….) ОТМЫЧКА

•                    БИТВА (…..) РУГАНЬ

РЫБА (….) НАКЛОННАЯ ПОВЕРХНОСТЬ

 

Найдите общее начало для трех следующих слов:

Найдите общее окончание для всех перечисленных слов :

 

 

 Обучение  детей   требует значительных усилий, терпения, больших временных затрат от  всех участников образовательного процесса. А успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя и психологически грамотной направленности его педагогической деятельности.