Совершенствование учебно-воспитательного процесса в современной школе сегодня включает не только изменение содержания изучаемых дисциплин, но и изменение подходов к методикам преподавания, расширение арсенала методических приемов, активизацию деятельности обучающихся в ходе урока. Важно, чтобы обучающийся был не пассивным объектом воздействия. Поэтому необходимо выявить наиболее оптимальные формы обучения, методы и приемы, технологии, используемые на уроках и занятиях для повышения познавательной активности, расширения кругозора обучающихся и их общей культуры.
У детей с ограниченными возможностями здоровья практически отсутствует или очень низкая мотивация к обучению. Сегодня решать эту проблему помогают интерактивные методы и приемы.
Использование интерактивных методов и приемов помогает педагогам делать работу привлекательной для детей, наполнять ее новым содержанием, делать процесс обучения более эффективным и практически направленным. Осознание ребенком с ограниченными возможностями здоровья того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, дает ему веру в свои силы.
Интерактивные методы и формы работы (inter» – «взаимный, между» и «actio» – действие) Они характеризуются следующими чертами:
- это процесс общения «на равных»
- это обучение «реальности», т.е. обучение, основанное на реальных проблемах и ситуациях окружающей нас действительности.
Интерактивные методы и формы работы позволяют решать следующие задачи:
- активное включение каждого обучающегося в процесс обучения
- повышение познавательной мотивации
-обучение навыкам успешного общения (умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог)
Перед тем как рассмотреть конкретные интерактивные методы и приемы, ответим на вопрос: какие же можно назвать методы активизации именно познавательной деятельности обучающихся.
1. Применение нетрадиционных форм урока.
уУроки-погружения, уроки-соревнования, театрализованные уроки, уроки взаимообучения обучающихся.
2. Применение игровых форм, методов и приемов обучения.
Игровые формы:
· Ролевые
· Дидактические
· Имитационные
· Организационно-деятельностные
4. Приемы проблемно-задачного подхода (системы познавательных и практических задач, проблемных вопросов, ситуаций).
Виды ситуаций:
· Ситуация выбора
· Ситуация-неопределенность
· Ситуация-конфликт
· Ситуация-неожиданность
· Ситуация-предложение
· Ситуация-опровержение
5. Использование всех форм учебной работы обучающихся.
Наиболее эффективными интерактивными методами обучения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках являются:
1.Нетрадиционное начало традиционного урока – эмоциональный настрой на урок. Упражнения «Поздоровайся глазами», «Подари подарок другу», «Подари улыбку другу», «Пожелаем друг другу добра (удачи)», «У меня все получится, я все смогу»
Методы для выяснения целей, ожиданий и опасений.
Метод «Фруктовый сад», «Дерево ожиданий», «Солнышко и туча» и другие.
Ученикам предлагается попробовать более чётко определить, что они ожидают от сегодняшнего урока, записав ответы и прикрепив их на определённую поляну, дерево и т.д.
Метод закрепления изученного материала «Парный выход».
Например, на уроке русского языка ученик подбирает себе пару, а затем записывает по памяти любое словарное слово, обозначающее предмет. Его товарищ находит подходящее к этому слову название действия и записывает рядом. Обучающиеся записывают слова с их предварительным орфографическим проговариванием.
Метод «Картинная галерея»
Учитель предлагает детям побыть художниками и создать свою картину. Только вместо кисточек и красок используются пазлы. Для того, чтобы собрать пазл, нужно выполнить задание. На обратной стороне пазлов написаны ответы. Ответы указывают на очередность пазла в картине. Как только работа закончится можно устроить смотр картин.
Ролевые игры.
Метод «Ученик в роли учителя» - этот прием — своеобразная ролевая игра. Она применяется в различных ситуациях. Обучающийся может подготовить рассказ о новом материале, выступить в роли организатора интерактивного упражнения, заменив педагога. Этот прием является одним из самых эффективных средств обучения. Частным и более щадящим случаем приема «ученик в роли учителя» служит метод «каждый учит каждого».
Метод «Каждый учит каждого» может использоваться при изучении нового материала или при обобщении основных понятий и идей. Суть данного метода состоит в том, что обучающиеся учат друг друга в парах сменного состава. Таким образом, данный метод инициирует интерес, побуждает задавать дополнительные вопросы, дает возможность ученикам принимать активное участие в процессе обучения и обмениваться своими знаниями с одноклассниками.
Сегодня мы будем рассматривать применение вышеупомянутых интерактивных методов и других методов через проведение занятия, тему которого мы сформулируем, когда выполним задание, применяя метод Кроссенс. Немного о сути данного метода.
Метод «Кроссенс»
Слово "кроссенс" означает "пересечение смыслов". Он представляет собой стандартное поле из девяти квадратиков, в которых помещены изображения.
Девять изображений расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.
Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо (как правило чтения в русском языке), далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом получается цепочка завернутая «улиткой». Начать можно как первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5.
Развивающий метод «кроссенс» способствует формированию креативности, сотрудничества, коммуникации обучающихся.
Применение кроссенса на занятии:
- при изучении выведении темы занятия; установка проблемной ситуации;
- при подведении итогов занятия ;
Посмотрите на слайд, на нем изображены картинки, которые взаимосвязаны между собой. Отгадайте какое слово спрятано.
Верно! Это слово здоровье. Сегодня мы будем рассматривать применение интерактивных методов через проведение занятия «Здорово быть здоровым!»
Метод «Кластер»
Я предлагаю вам сейчас подумать и сказать, какие составляющие здорового образа жизни вам известны. Отвечая на этот вопрос мы будем пользоваться методом «Кластер». Использую на различных этапах уроков и занятий. Он позволяет систематизировать знания, позволяет выстроить их в определённой последовательности. Ребята очень любят с ним работать. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другим, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее
( например: ЗОЖ - спорт, закаливание, генетика, движение, питание, экология)
Слайд 11
Посмотрите, сколько составляющих влияет на ЗОЖ.
Метод «Алфавит».
-Уважаемые коллеги, перед вами слово ЗДОРОВЬЕ.
-Ваша задача, к каждой букве этого слова подобрать одно, которое бы в себе несло тот фактор, который влияет на сохранение здоровья человека.
-З- (закаливание, зарядка, задор)
-Д-(движение)
-О-(особое питание, образ жизни, отпуск)
-Р-(радость, режим)
-О-
-В-(воздух, веселье)
-Ь-
-Е-(еда)
Вашему вниманию был представлен интерактивный метод «Алфавит».
Игровые упражнения на основе знакомых мультфильмов.
Герои мультфильмов часто участвуют у нас на различных уроках. На математике решаем задачи, примеры, на русском языке составляем тексты. На данном занятии «Здорово быть здоровым!» мы угадывали мультфильм и анализировали что полезно для здоровья, а что вредно.
Метод «Синквейн»
Описание:
Слово
синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк,
которое строится по правилам.
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими
характерные действия объекта.
4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Подберите два прилагательных к слову здоровье. Какое оно?
Подберите 3 глагола. Что нужно делать?
Составьте фразу.
Здоровым быть здорово!
Метод «Ковёр идей» - один из методов решения проблемы. Проходит в три этапа. обучающиеся делятся на 3-4 группы. Первый этап – понимание проблемы. Участникам предлагается ответить на вопрос, почему существует такая проблема. Каждая группа получает цветные листы бумаги и маленькие цветные клейкие листочки. Ученики отвечают на вопрос проблемы, например, почему у людей имеются вредные привычки? Ответ группа записывает на листах цветной бумаги размером с альбомный лист, затем вывешивается на плакат «Ковёр идей». Второй этап – поиск решений. Что можно изменить? Каждая группа предлагает свои ответы и записывает их на листах цветной бумаги. Третий этап – индивидуализация деятельности. Что лично сделаю я, чтобы изменить существующую ситуацию. Четвёртый этап – оценивание идей. Индивидуальное принятие решения: что смогу делать для решения проблемы и что постараюсь сделать.
Слайд 21
Работа с притчей
Свое занятие «Здоровым быть здорово» я хочу закончить притчей
«Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать.... Каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека - его здоровье. Стали думать, решать - куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека» Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!»
-Я желаю вам беречь то, что нам дано свыше, и помогать сохранять и укреплять здоровье своих учеников.
Активные методы рефлексии. Наиболее удачным на сегодняшний момент считается обозначение видов заданий или этапов занятия картинками (символами, различными карточками и т. д.), помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к нему свою картинку.
На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто использую метод «Поделись своим настроением» (приём с различными цветовыми решениями), «Дорисуй смайлик», «Мудрый совет», «Что я почти забыл?», «Письмо самому себе», «Комплименты», «Дерево чувств».
Интерактивные приемы и методы необходимо использовать в системе, которая позволит стимулировать различные компоненты учебной и коррекционно-развивающей деятельности у обучающихся.
Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, развивает их творческие способности, активно вовлекает детей в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность обучающихся.
Мир активных методов обучения яркий, удивительный, многогранный. В нем комфортно чувствуют себя и учителя, и ученики. Войдите в этот мир и станьте его полноправным хозяином. Откройте для себя его тайны и возможности, научитесь управлять его мощным потенциалом, сделайте свою работу намного интереснее и эффективнее, а своих учеников благодарными, успешными и счастливыми.