ЛИК. Задание для школьников 10-11 классов и учащихся колледжей (любого профиля)

Уважаемые участники конкурса, обращаем ваше внимание на то, что вам предлагается выбрать и выполнить ОДНО из двух приведенных ниже заданий. Если вы выполните оба задания, оцениваться они будут независимо друг от друга (баллы не суммируются).

 

Задание Ш1

Исследовательская работа на тему: «Значение образа Володьки-дурачка в пьесе Владимира Гуркина "Любовь и голуби"».

Общий объем исследовательской работы – 4-5 страниц (формат А4, шрифт 14, полуторный интервал). К работе прилагается список литературы, представленный в алфавитном порядке (список литературы входит в общий объем работы).

Цитаты из текста пьесы и научной литературы приводятся в кавычках со ссылкой на источник, согласно его нумерации в списке литературы (например [2, с. 35]).

Научно-методологический аппарат исследования (цели, задачи, предмет, объект, актуальность) можно не указывать по причине небольшого объема работы.

Изложение мыслей автора в исследовательской работе должно соответствовать требованиям к научным текстам:

* логическая последовательность рассуждений,

* использование литературоведческих терминов,

* наличие выводов.

Исследовательская работа должна обладать научной новизной, самостоятельностью, оригинальностью, связью выводов с традициями русской литературы и культуры, с современной действительностью.

Работы оцениваются по стобалльной шкале. Авторы лучших работ получат возможность представить свой доклад на научно-практической студенческой конференции ИФИЯМ ИГУ «Дни науки» в марте - апреле 2020 года с получением сертификата участника конференции.

 

Файл с исследовательской работой размещается на сайте конкурса. Название файла должно соответствовать образцу: Фамилия Имя_Ш1 (например: Иванов Иван_Ш1).

 

 

Задание Ш2

Прочитайте эпизод, которым заканчивается первая часть лирической комедии Владимира Гуркина «Любовь и голуби».

 

Картина пятая

 

В доме у Васи. В комнате Надя, Люда, Ленька. Надя читает письмо.

Надя. «Добрый день или вечер. Здравствуй, Надя, мои дети: Леша, Люда, Оля. У нас сейчас утро. Напарник мой, Владимир, еще спит, хотя на улице уже прыгают и летают воробьи и разные птицы юга. Окно наше выходит не на море, а во двор. Жалко, конечно, что не на море, но тут тоже интересно. Воруют, однако, много. Даже с нашего десятого этажа видно. Но кормят хорошо, что странно. Мы с Владимиром каждый раз наблюдаем, как и че они делают внизу. Но оказалось – это они не воруют. У них здесь такой минимум жизни. Все мне объяснил наш лечащий банщик Мамед. Он сначала меня в ванну не пускал, а отправлял в очередь, и я стоял. Я так всю неделю стоял. Потом он подошел ко мне и сказал: “Хочешь в ванну?”. Я сказал: “А че?”. Он сказал: “Давай пятьдесят копеек и иди лежи”. И все мне объяснил. Ему все дают пятьдесят копеек и лечатся, а я не знал. Так что одна неделя у меня пропала даром. Я сначала хотел Мамеда треснуть, но он как‑то складно все обсказал, и я дал ему мелочь. Теперь я принимаю грязь регулярно. А кто не сориентировался, те еще стоят. В основном – новенькие, и все наши, из Сибири. Я бы подсказал, да неловко. Чувствую себя, наверное, хорошо. Еще не понял. Оле набрал ракушек полную тумбочку. А ветку пальмы срежу перед отъездом домой, а то засохнет. Накупил батареек для Леши, для транзистора. В общем, все, что просили и заказывали, я выполнил. Дорогая Надя! (Читает с трудом.) Извините, что я вмешиваюсь, но Василий…» (Людмиле.) Не пойму ниче… Вроде теперь не он пишет. Люда, почерк че‑то быстрый пошел, не разберу.

Люда взяла письмо, читает.

Люда. «Дорогая Надя! Извините, что я вмешиваюсь, но Василий очень робкий и деликатный человек, поэтому ему трудно решиться. На берегах этого удивительного моря мы с Василием обрели друг друга. Это случилось внезапно, как наваждение».

Надя. Че‑че?

Люда. «Мы с Василием обрели друг друга. Это случилось внезапно, как наваждение. Мы и до сих пор несколько растерянны, но пути Господни неисповедимы, и кто знает, на какие испытания он нас еще пошлет. Безусловно, жить теперь мы друг без друга не сможем…»

Надя. Ниче не пойму. Кто пишет‑то?

Люда. Я откуда знаю. Женщина.

Надя. А. Ну‑ну…

Люда. «Безусловно, жить теперь мы друг без друга не сможем, но не пугайтесь, я не против его общения с детьми. То, что дорого любимому мне человеку, то должно быть дорого и мне. Они, наверное, очень славные – ваши Леша, Оля, Люда. Не сердитесь и не гневайтесь на меня за Василия. Слишком много страданий и горя выпало на его да и на мою долю, чтобы люди могли осудить нас за этот лучик счастья на темном небосклоне жизни. Простите нас… С уважением…»

Надя забрала у Люды письмо.

Надя. Вот. (Продолжает читать.) «С уважением, Раиса… Раиса…»

Люда. Раиса.

Надя. Раиса. Захаровна. Пс… пс… Ой! «Спасибо вам за Васю». (Люде.) А «пс» – это че?

Люда. Пост скриптум… Послесловие. Спасибо тебе за Васю.

Надя. Кому?

Люда. «Спасибо вам за Васю»… Тебе… тебе спасибо за Васю.

Надя. А‑а.

Люда. Смотри, опять его почерк. (Берет у матери письмо, читает.) «Надя, ты сюда не пиши. Мы четвертого вылетаем».

Надя. А сегодня какое?

Люда. Одиннадцатое.

Надя. Прилетели уже, наверное?

Люда (продолжает чтение). «Я бы сам не сказал, письмом как‑то лучше. Раиса Захаровна женщина хорошая. Она даже подарки помогала искать. До свидания. Василий».

Конец первой части

 

Напишите письмо-ответ Василию (и, возможно, Раисе Захаровне) от имени любого из детей Василия и Нади Кузякиных, сохраняя характер персонажа, его отношение к отцу, его мировосприятие.

Ориентировочный объем – 300–400 слов.

Файл с текстом размещается на сайте конкурса. Название файла должно соответствовать образцу: Фамилия Имя_Ш2 (например: Иванов Иван_Ш2).

 

Критерии оценивания:

1.      Содержательное соответствие сочинения теме «Письмо–ответ отцу».

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне, соответствует внутренней логике и сюжету произведения В. Гуркина – 30 баллов.

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта поверхностно, односторонне, соответствует внутренней логике и сюжету произведения В. Гуркина – 20 баллов.

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта поверхностно, односторонне, не соответствует внутренней логике и сюжету произведения В. Гуркина – 10 баллов.

 

2.      Соответствие содержания сочинения характеру персонажа, от имени которого написано письмо.

Сочинение соответствует характеру персонажа, от имени которого написано письмо, учтены пол, возраст, жизненный опыт персонажа и специфика его отношений с отцом. Фактические ошибки отсутствуют – 40 баллов.

Сочинение в целом соответствует характеру персонажа, от имени которого написано письмо, учтены пол, возраст персонажа, но не раскрыт жизненный опыт персонажа и специфика его отношений с отцом. Фактические ошибки отсутствуют – 30 баллов.

Сочинение в целом соответствует характеру персонажа, от имени которого написано письмо, учтен пол, но не раскрыт возраст, жизненный опыт персонажа и специфика его отношений с отцом. Фактические ошибки отсутствуют – 20 баллов.

Сочинение в целом соответствует характеру персонажа, от имени которого написано письмо, учтен пол, но не раскрыт возраст, жизненный опыт персонажа и специфика его отношений с отцом. Имеются тезисы, противоречащие содержанию произведения – 10 баллов.

Характер персонажа не раскрыт – 0.

 

3.      Соответствие языка сочинения речевой характеристике персонажа, от имени которого написано письмо.

Язык сочинения соответствует речевой характеристике персонажа, от имени которого написано письмо – 20 баллов.

Язык сочинения не соответствует речевой характеристике персонажа, от имени которого написано письмо – 0.

 

4.      Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие языковых, речевых, грамматических ошибок) – 10 баллов.

Сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчётом ошибок не предусматривается.

При наличии в работе орфографических и пунктуационных ошибок, затрудняющих чтение и понимание текста, обращающих на себя внимание и отвлекающих от чтения, работа по этому критерию получает ноль баллов.

 

Максимальное количество баллов – 100.