1. Цели и задачи дисциплины (модуля):
Целью освоения дисциплины «Б1.В.ДВ.2.2 Теолингвистика» является: многоаспектное и комплексное изучение актуальных проблем теолингвистики в России и за рубежом. Дисциплина рассматривает наиболее существенные характеристики различных направлений современной теолингвистики, дает её системное описание закономерностей становления, функционирования и развития.
Задачи дисциплины:
• овладение понятийным аппаратом изучаемой дисциплины и методами лингвистического анализа; сформировать у магистрантов представление о междисциплинарном характере теолингвистики и познакомить их с её различными современными направлениями и с достижениями отечественных и зарубежных лингвистов, философов и теологов; развитие лингвистического мышления: аналитически осмысливать и обобщать теоретические положения, делать самостоятельные выводы; научить магистрантов правильно работать с научной литературой.
• научить магистрантов познанию «через слово» исторических, социальных, гендерных, культурологических, конфессиональных, межкультурных и межконфессиональных явлений в современном мире.
• развитие умений и навыков практического применения теоретических знаний по изучаемой дисциплине;
• подготовить магистрантов к самостоятельной учебной и научно-исследовательской работе (подготовка сообщений и докладов, написание рефератов, магистерских работ);
• умение обосновать свою точку зрения по спорным вопросам современной теолингвистики с опорой на теоретический и эмпирический материал.
Актуальность введения данного курса в систему лингвистических дисциплин, преподаваемых в педагогических вузах, определяется тем, что современная лингвистика переживает смену научной парадигмы – от сравнительно-исторической и системно-структурной к антропоцентрической, которая переключила интересы исследователей с объекта познания на субъекта – человека, оперирующего языком.
Формирование антропоцентрической парадигмы привело к развороту лингвистической проблематики в сторону человека и его места в культуре, так как в центре культуры и культурной традиции стоит языковая личность во всем ее многообразии: Я-физическое, Я-интеллек-туальное, Я-эмоциональное, Я-речемыслительное. Антропоцентрическая парадигма выводит на первое место человека, а язык считается главной конструирующей характеристикой человека, его важнейшей составляющей.
В рамках антропоцентрической парадигмы оформились новые лингвистические дисциплины: когнитивная лингвистика, этнолингвистика, лингвострановедение и лингвокультурология. Во всех этих дисциплинах ключевыми понятиями являются – язык и культура народа. Лингвокультурология – дисциплина, изучающая проявление, отражение и фиксацию культуры в языке и дискурсе. Она непосредственно связана с изучением национальной языковой картины мира и языкового сознания носителей языка, с описанием особенностей ментально-лингвистического комплекса каждой языковой личности. Именно эти особенности делают курс лингвокультурологии необходимым элементом в системе филологических дисциплин.