Для выполнения задания в данном разделе необходимо использовать учебное пособие
Беликов В.И., Крысин Л.П. Социолингвистика/ учебник для вузов. — М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2001.
Вопросы для самостоятельного изучения:
1.1. Языковое сообщество
1.2. Родной язык и смежные понятия. 12
1.3. Языковой код.. 13
1.4. Социально-коммуникативная система.. 14
1.5. Языковая ситуация. 15
1.6. Переключение и смешение кодов. 16
1.7. Интерференция. 19
1.8. Языковая вариативность. 22
1.9. Языковая норма.. 24
1.10. Литературный язык (стандарт) 26
1.11. Диалект. 29
1.12. Социолект. 30
1.13. Арго. Жаргон. Сленг. 31
1.14. Койне. 34
1.15. Просторечие. 34
1.16. Диглоссия и двуязычие. 36
1.17. Сферы использования языка.. 39
1.18. Речевая и неречевая коммуникация. 40
1.19. Коммуникативная ситуация. 40
1.20. Речевое общение, речевое поведение, 43
речевой акт. 43
1.21. Коммуникативная компетенция носителя языка.. 45
2.1. Соотношение языка и диалекта
47
2.1.1. Соотношение бесписьменных идиомов
2.1.2. Устный идиом и письменная традиция
2.1.3. Гетерогенные языковые традиции
2.2. Социальная дифференциация языка 63
2.3. Социальная обусловленность языковой эволюции 69
2.3.1. Социолингвистическая концепция Е. Д. Поливанова 70
2.3.2. Некоторые современные социолингвистические концепции языкового развития 73
2.3.2.1. Теория антиномий
2.3.2.2. Теория языковой эволюции У. Лобова
69
70
73
2.4. Смешение языков. Пиджины и креольские языки 80
2.4.1. Зарождение контактного языка
2.4.2. Типы пиджинов и их эволюция
2.4.3. Становление развитых контактных языков
2.4.4. Контактный континуум
2.4.5. Функционирование развитых пиджинов и креольских языков
2.5. Владение языком как социолингвистическая проблема 102
2.5.1. Собственно лингвистический уровень
2.5.2. Национально-культурный уровень
2.5.3. Энциклопедический уровень
2.6. Социальный аспект речевого общения 109
2.6.1. Речевое общение в социально неоднородной среде
2.6.2. Социальная регуляция речевого общения
2.7. Социальные ограничения в семантике и в сочетаемости языковых единиц 115
2.7.1. Социальные компоненты в семантике слова
2.7.2. Социальные ограничения в сочетаемости слов
3.1. Носитель языка в социальной структуре 122
3.1.1. Структура общества
3.1.2. Индивид в обществе
3.1.3. Социальное неравенство
3.1.4. Языковая специфика социологических понятий
3.1.4.1. Языковой компонент культуры социума
3.1.4.2. Проявление статуса и роли в языке
3.1.4.3. Языковая социализация
3.2. Носитель языка в демографической структуре 150
3.2.1. Демография как дисциплина, вспомогательная для социолингвистики 150
3.2.2. Источники демографической информации
3.2.3. Основные демографические показатели
3.2.3.1. Половозрастная структура
3.2.3.2. Естественное движение населения
3.2.3.3. Городское и сельское население
3.2.3.4. Социальный состав населения
3.2.3.5. Миграции
150
3.3. Сведения о языках в советских переписях населения
4.1. Синхроническая социолингвистика.. 170
4.2. Диахроническая социолингвистика.. 172
4.3. Макросоциолингвистика.. 175
4.4. Микросоциолингвистика.. 177
4.5. Теоретическая и экспериментальная социолингвистика.. 181
4 6. Социолингвистика и социология языка.. 184
4.7. Прикладная социолингвистика
5.1. Отбор информантов. 191
5.2. Методы сбора материала.. 198
5.2.1. Наблюдение
5.2.2. Включенное наблюдение
5.2.3. Устное интервью
5.2.4. Анкетирование
5.2.5. Тесты
5.3. Обработка и представление статистических результатов. 219
5.4. Анализ письменных источников. 223
5.5. Массовые обследования говорящих.. 227
5.6. Соотношение направлений и методов социолингвистических исследований.. 230