Тематический план

  • Уважаемые студенты!  Данный ресурс содержит задания, материалы, тесты к практическим занятиям курса "Основы языкознания". Познакомьтесь в прикрепленном файле с общим содержанием курса, терминологическим минимумом. Все задания будут последовательно предлагаться как материал к лекциям, которые вы слушаете. 

    Цель данного ресурса: обсудить в ходе практических занятий темы лекционного курса; сформировать чёткое представление о языкознании как базовой для лингвиста научной дисциплине, её структуре, положении языкознания в кругу других языковедческих дисциплин.

    Практические задачи курса направлены на формирование умений и навыков,  

     необходимых для осмысления отдельных сторон языковой системы - фонетической, лексической, грамматической, проведения комплексного лингвистического анализа. В целом, вы должны научиться использовать знания из области языковедения для решения практических задач разной сложности, в том числе при анализе явлений изучаемого иностранного языка.


  • Тема 1

    Введение. Что такое наука о языке? Связь языкознания с другими научными дисциплинами. Многообразие языков мира. 
    Домашнее задание: прочитать стенограмму лекции 

    член-корреспондента РАН, профессора Европейского университета в Санкт-Петербурге Николая Вахтина. Тема его лекции “Исчезают ли исчезающие языки? Социолингвистика «языкового сдвига»”. Кратко сформулировать основные положения лекции, подготовиться к устному обсуждению материалов лекции. Рекомендую обратить внимание на конкретные факты, связанные с темой: когда лингвисты обратили внимание на проблему "исчезающих" (затухающих) языков; прогнозы относительно исчезновения ряда языков мира; предпосылки и условия данного явления; можно ли остановить процесс исчезновения языков.

    Обратите внимание на интересную информацию.

    Какой язык самый молодой?

    Самым молодым языком мира считается африкаанс, на котором говорят более 10 миллионов человек. Его считают родным большая часть населения Южно-Африканской Республики и Намибии. Большая часть населения ЮАР — потомки гугенотов, прибывших в 17 веке из Нидерландов и образовавших колонию на мысе Доброй Надежды.29 нояб. 2020 г.

    Языки мира. Мертвые языки? Какие знаете? Можно ли возродить язык (в Австралии язык дирбал, которому повезло: лингвист Роберт Диксон описал грамматику; Аннет Шмидт описала язык дирбал молодого поколения. Это практически разные языки…)

    На каких языках говорит большинство носителей (китайский – путунхуа=мандарин; …)

    Процессы конвергенции и дивергенции…

    * В каждом языке можно выделить так называемый базовый словарь.

    * Лексика любого языка все время обновляется, но понятия и их словесные обозначения, входящие в базовый словарь, отличаются особенной устойчивостью. Тем не менее, и этот словарь  подвержен разрушению.

    * За тысячелетие из 100 слов, образующих базовый словарь, исчезают и заменяются другими примерно 14.

    * Скорость изменения базового словаря во все периоды считается постоянной.

    Зная эти обстоятельства и определив совпадающее количество слов из базового словаря, сохраненных двумя родственными языками, можно приблизительно вычислить, сколько лет назад они разошлись друг с другом, образовав самостоятельные языки.

    Языковой сдвиг возникает как результат ситуации «престижного неравенства языков»:

    ·         Тектитеко на испанский

    ·         Кикуйю – английский

    ·        



    • quiz icon
      Тест
  • Тема 2

    Язык и речь. Знаковая природа языка. Сущность языка: его общественные функции и его внутренняя структура (Занятия  16 октября - 22 октября).

    Прокомментировать связь языка и речи, единиц языка и единиц речи. 

    Повторить термины на данный этапязыкознание, общее языкознание, частное языкознание, прикладное языкознание, синхронный подход в языкознании, диахронный подход в языкознании, универсалии, предмет исследования, объект исследования,  динамизм языка, система, признаки языка как системы, структура языка, языковой уровень, ярусный характер языковой системы, литературный язык, единицы языка и речи, понятия "язык - речь", виды речевой деятельности, перцептивный, рецептивный, релевантный.

    Задание (см. задачник Б. Нормана): с. 25 и далее №№ 1.33, 1.35, 1.36, 1.39, 1.40, 1.47, 1.53, 1.54.  Ответы на данные задания следует выполнить в практической тетради.



  • Тема 3

    Уважаемые студенты!  Лекция 29 октября состоится во всех группах. Задание составлено с учётом материалов лекции.
    На практических занятиях 30 октября - 6 ноября состоится обсуждение темы "Язык как знаковая система" (ориентируемся на учебное пособие Л.И. Горбуновой "Язык как знаковая система особого рода" и лекционный материал).
    ДЛЯ ГРУПП 121+122: пропущенное занятие состоится 1 ноября в 8.30
    ДЛЯ ГРУПП 170+175+176 - занятие состоится 5 ноября в 15.30. Деканат аудитории сообщит чуть позже.

    Вопросы к практическому занятию «Язык как знаковая система особого рода». 

         Мы закончим обсуждать тему "Язык как знаковая система". Ряду студентов будет предложено индивидуальное задание (приготовьте подписанный листочек, задание  с одним вопросом на 8 минут).  

    1. Что такое ЗНАК?

    2. Как называется наука  о знаках? Её цель, задачи,  главные вопросы.

    3. Как понимаете функцию замещения, характерную для знака? Приведите примеры, в т.ч. свой.

    4. Назовите  свойства знака. Покажите на примерах.

    5. Назовите типы знаков.

    6. Что такое «конвенциональность знака»?

    7. Что понимается под условностью связи между означаемым и означающим? Приведите примеры, демонстрирующие условность семиотической связи.

    8.      Докажите языковым материалом условный характер семиотической связи.

    9.        Обратите внимание на слова польского языка и сравните их с похожими по звучанию русскими: błoto ‘грязь’, deputat ‘пособие’, dywan ‘ковёр’, zapomnieć забыть’, zapamiętać ‘запомнить’. Какое свойство знака продемонстрировано?

    10.    Расскажите о спорных моментах трактовки положения о произвольности языкового знака.

    11.    В чем проявляется системность языкового знака?

    12.    Покажите, что для опознания знака необходимо знание того, к какой системе он относится.

    13.    На примере знака ! продемонстрируйте свойство системности.

    14.    Докажите, что знак проявляет свое значение только наряду с другими знаками системы.

    15.    Докажите, что знак приобретает свое значение в зависимости от того, какие другие знаки входят в систему и какие значения у них имеются.

     

    Повторить термины на данный этапязыкознание, общее языкознание, частное языкознание, прикладное языкознание, синхронный подход в языкознании, диахронный подход в языкознании, универсалии, предмет исследования, объект исследования, признаки знака, антропоцентризм, означаемое языкового  знака, означающее языкового знака, план содержания языкового знака, план выражения языкового знака, асимметрия языкового знака, универсальность языка, динамизм языка, система, признаки языка как системы, структура языка, языковой уровень, ярусный характер языковой системы, литературный язык.




    • quiz icon
      Тест