Цель данного ресурса: обсудить в ходе практических занятий темы лекционного курса; сформировать чёткое представление о языкознании как базовой для лингвиста научной дисциплине, её структуре, положении языкознания в кругу других языковедческих дисциплин.
Практические задачи курса направлены на формирование умений и навыков,
необходимых для осмысления отдельных сторон языковой системы - фонетической, лексической, грамматической, проведения комплексного лингвистического анализа. В целом, вы должны научиться использовать знания из области языковедения для решения практических задач разной сложности, в том числе при анализе явлений изучаемого иностранного языка.
член-корреспондента РАН, профессора Европейского университета в Санкт-Петербурге Николая Вахтина. Тема его лекции “Исчезают ли исчезающие языки? Социолингвистика «языкового сдвига»”. Кратко сформулировать основные положения лекции, подготовиться к устному обсуждению материалов лекции. Рекомендую обратить внимание на конкретные факты, связанные с темой: когда лингвисты обратили внимание на проблему "исчезающих" (затухающих) языков; прогнозы относительно исчезновения ряда языков мира; предпосылки и условия данного явления; можно ли остановить процесс исчезновения языков.
Язык и речь. Знаковая природа языка. Сущность языка: его общественные функции и его внутренняя структура (Занятия 1 - 8 ноября).
Прокомментировать связь языка и речи, единиц языка и единиц речи.
Подготовиться к тесту.
Повторить термины на данный этап: языкознание, общее языкознание, частное языкознание, прикладное языкознание, синхронный подход в языкознании, диахронный подход в языкознании, универсалии, предмет исследования, объект исследования, признаки знака, антропоцентризм, означаемое языкового знака, означающее языкового знака, план содержания языкового знака, план выражения языкового знака, асимметрия языкового знака, универсальность языка, динамизм языка, система, признаки языка как системы, структура языка, языковой уровень, ярусный характер языковой системы, литературный язык.
Вопросы к практическому занятию «Язык как знаковая система особого рода».
22 ноября в группах 102, 105, 170, 111, 112, 131, 132: мы закончим обсуждать тему "Язык как знаковая система". Ряду студентов будет предложено индивидуальное задание (приготовьте подписанный листочек, задание с одним вопросом на 8 минут).
1. Что такое ЗНАК?
2. Как называется наука о знаках? Её цель, задачи, главные вопросы.
3. Как понимаете функцию замещения, характерную для знака? Приведите примеры, в т.ч. свой.
4. Назовите свойства знака. Покажите на примерах.
5. Назовите типы знаков.
6. Что такое «конвенциональность знака»?
7. Что понимается под условностью связи между означаемым и означа-ющим? Приведите примеры, демонстрирующие условность семиотической связи.
8. Докажите языковым материалом условный характер семиотической связи.
9. Обратите внимание на слова польского языка и сравните их с похожими по звучанию русскими: błoto ‘грязь’, deputat ‘пособие’, dywan ‘ковёр’, zapomnieć забыть’, zapamiętać ‘запомнить’. Какое свойство знака продемонстрировано?
10. Расскажите о спорных моментах трактовки положения о произвольности языкового знака.
11. В чем проявляется системность языкового знака?
12. Покажите, что для опознания знака необходимо знание того, к какой системе он относится.
13. На примере знака ! продемонстрируйте свойство системности.
14. Аргументируйте, что знак проявляется свое значение только наряду с другими знаками системы.
15. Докажите, что знак приобретает свое значение в зависимости от того, какие другие знаки входят в систему и какие значения у них имеются.
Повторить термины на данный этап: языкознание, общее языкознание, частное языкознание, прикладное языкознание, синхронный подход в языкознании, диахронный подход в языкознании, универсалии, предмет исследования, объект исследования, признаки знака, антропоцентризм, означаемое языкового знака, означающее языкового знака, план содержания языкового знака, план выражения языкового знака, асимметрия языкового знака, универсальность языка, динамизм языка, система, признаки языка как системы, структура языка, языковой уровень, ярусный характер языковой системы, литературный язык.
Письмо. Познакомьтесь с материалами по теме.
Практические занятия "Фонетические ресурсы". Практическое занятие
Задание: 1. Подготовиться к обсуждению вопроса "Звук речи и три аспекта
его изучения. Фонетика и фонология".
2. Б.Ю. Норман с. 34 и далее №№ 2.1; 2.2; 2.3; 2.4; 2.5; 2.6; 2.7; 2.120.
Задание отправлять в Белку не надо. Готовимся к тестированию.
Тема: Фонетические ресурсы: фонема и звук; интонация
Задание: 1.выучить теоретический м-л по фонетике.
2. Выполнить тест.
ГРАММАТИКА.
Практическое занятие 12.03 - 20.03. Понятие "грамматическое значение", способы выражения ГЗ", грамматическое средство" (см. лекцию, учебник Ю.С. Маслова) выучить определение.
Терминологические сочетания "грамматическая категория (словоизменительная / несловоизменительная)", "грамматические разряды слов" выписать определения из учебника Ю.С. Маслова "Введение в языкознание", глава IV п. 1).
НОРМАН: с. 120 и далее №№ 4.1; 4.2; 4.7; 4.13; 4.15; 4.16; 4.18; 4.22; 4.23; 4.24; 4.30; 4.37; 4.40; 4.43;
Данные задания будем проверять в ходе обсуждения тем по грамматике.
Генеалогическая и типологическая классификации языков
Типологическая классификация
Методические указания
Рассматривая проблему типологической классификации языков, необходимо:
Контрольные вопросы:
1. На чем основана морфологическая классификация языков?
Языковое родство и генеалогическая классификация языков
План занятия
1. Языки мира. Возможности их классификации.
Методические указания
Рассматривая генеалогическую классификацию языков, необходимо: