Форум секции № 9

Тема: «Сопровождение образования обучающихся дошкольного возраста с ОВЗ и инвалидностью в группах компенсирующей направленности» Подготовили: Шатовкина Н.В., Мурашова Н.Л., Колесникова О.А., учителя-дефектологи МКДОУ ШР «Детский сад №1 «Буратино»

Тема: «Сопровождение образования обучающихся дошкольного возраста с ОВЗ и инвалидностью в группах компенсирующей направленности» Подготовили: Шатовкина Н.В., Мурашова Н.Л., Колесникова О.А., учителя-дефектологи МКДОУ ШР «Детский сад №1 «Буратино»

by Мурашова Наталья Леонидовна -
Number of replies: 0

Тема:  «Сопровождение образования обучающихся дошкольного возраста с ОВЗ и инвалидностью в группах компенсирующей направленности»

 

Подготовили: Шатовкина Н.В.,

 Мурашова Н.Л.,

Колесникова О.А.,

учителя-дефектологи

МКДОУ ШР «Детский сад №1 «Буратино»

 

 В наше детском саду №1 «Буратино», города Шелехова получают квалифицированную коррекционную помощь дети с ЗПР и У/О, в том числе с синдром Дауна, расстройством аутистического спектра, с нарушением зрения, слуха, опорно двигательного аппарата, с эмоциональными и поведенческими нарушениями. 

В детском саду  7 групп  компенсирующей направленности: 2 группы – для детей с умственной отсталостью (легкой и умеренной степени) , 5 групп для детей с задержкой психического развития, в том числе 45 детей-инвалидов и это количество меняется, так как дети находятся в процессе оформления инвалидности постоянно.

    Группы все разновозрастные, дети от 3 до 8 лет, с наполняемостью до 17 детей. Опираясь на закон об образовании статью 79, в детском саду созданы специальные условия для обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ:

·      В коррекционной работе используются АОП ДО для детей с ЗПР и детей с У/О, с учётом сопутствующих нарушений, применяются специальные методы обучения и воспитания.

·      Учителями - дефектологами нашего учреждения разработан мониторинг, который вошёл в реестр лучших педагогических практик. В 2024 г мониторинг переработан в соответствии с содержанием ФАОП ДО.

·      Календарное планирование составлено на каждый возрастной период, с учетом усложнения, имеет гибкую направленность и трансформируется с учетом контингента детей.

·      Адаптированы специальные учебные пособия и дидактические материалы:

-И.А.Морозова, М.А.Пушкарева Ознакомление с окружающим миром, работа с детьми от 4-8 лет с ЗПР.

-Методическое пособие О.С. Рудик «Коррекционная работа с аутичным ребенком»;

-Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей с ЗПР. К.Е. Бухарина

-Развитие сенсомоторики детей с ОВЗ  Л.А Метиева., Э. Я. Удалова.

-Обучение грамоте детей  с особыми образовательными потребностями С.Ю. Горбунова.

- Альтернативная коммуникация для детей с ОВЗ С.Ю. Тантюра., С.И. Кононова и др.

            Имеются  специальные ТСО  для слабовидящих и слабослышащих детей

-обучающий тактильно - звуковой стенд для слабовидящих детей;

-звукоусиливающая аппаратура для слабослышащих «Слухоречевой тренажер «Соло»01- В;     

 -детьми используются слуховые аппараты;

-дозируется  зрительная и слуховая нагрузка;

 -используются  наглядные и яркие пособия, крупный шрифт, специальные оптические средства (очки, лупы, линзы и др.);

-идёт опора на сохранные анализаторы (слуховой, тактильный, обоняние)

             По мимо основного нарушения ЗПР или УО у некоторых детей отмечаются нарушения функции ОДА (спастико-лакомоторные нарушения, плоско - вальгусная деформацией стоп, сколиотическая осанка).  У таких детей снижена умственная работоспособность, повышена утомляемость, что затрудняет формирование познавательного опыта, проводит к искажению мыслительной деятельности, замедленна артикуляционная моторика, расстроена динамическая координация и соразмерность тонких и общих движений.

И для этих детей также создаются специальные условия:

-соблюдается  ортопедический режим по определению нагрузок;

- предоставляется возможность передвигаться по группе и другим помещениям  способом, который доступен и удобен ребенку;

-применяются ортопедические поддерживающие корсеты, ортопедическая обувь,  специалисты контролируют применение специальных приспособлений;

- проводится специальная корригирующая гимнастика.

            Предоставляются услуги ассистента и тьютора:

 -ассистент оказывает техническую помощь ребенку при передвижении, самообслуживании и ориентации в пространстве;

 -тьютор составляет и реализует индивидуальный образовательный маршрут.

Сопровождение образования детей с ЗПР, освоение ими основного содержания АОП ДО, реализуемой в учреждении, зависит от своевременно начатой коррекционной работы. Учитывая полиморфность нарушений при ЗПР, индивидуально-типологические особенности детей предполагают разные варианты их развития.

Особенности образовательной и коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР состоят в необходимости:

- индивидуально-дифференцированного подхода,

- снижения темпа обучения, даются детям  четкие (не многоступенчатую) инструкции;

- используется максимальное количество анализаторов;

- применяется красивая, яркая наглядность;

- структурной простоты содержания занятий, т.е. предлагаются  детям облегченные задания; детям даются посильные поручения, вырабатывается самостоятельность, ответственность, критичность к своим действиям.

- циклического возврата к уже изученному материалу и обогащения его новым содержанием, т.е. проводятся дополнительные коррекционные занятия по закреплению, повторению учебного материала.

- определения целевых ориентиров для каждого этапа образовательной деятельности с учетом возможностей конкретной группы и каждого ребенка.

-создается ситуация успеха, дети поощряются за малейшие дела, что помогает формировать у детей уверенность в своих силах.

В ФАОП ДО для детей с ЗПР прописаны  возможные варианты результатов коррекционной работы

1 вариант предполагает значительную положительную динамику и преодоление отставания в развитии в результате образовательной деятельности и целенаправленной коррекционной работы (эти дети могут пробно осваивать общеобразовательную программу)

2 вариант означает наличие недостатков в развитии и предполагает их дальнейшую профессиональную коррекцию (эти дети только коррекционную программу 7.2)

Особая организация образовательной деятельности детей с РАС имеет свои особенности, эти дети относятся к группе детей с ТМНР.

- впервую очередь выстраивание доверительных отношений с такими детьми;

 -постепенное включение  их в коррекционный процесс;

-учитываем особенностей восприятия и усвоения пространственно-временных представлений и проводим коррекцию.

-оказываем помощь в преодоление  дефицита потребности в вербальном и невербальном общении, коммуникации.

- для развития социального взаимодействия создаем предпосылки для понимания мотивов, лежащих в основе поступков, действий, поведения других людей,

- смягчение обусловленных аутизмом особенностей поведения, затрудняющих учебный процесс, взаимодействие с другими людьми, в тяжелых случаях — пребывание в обществе, в коллективе.

- детям выделены уединенные места;

 -поддерживается постоянство  действий, ритуалов ребенка в деятельности;

-опора идет на схемы, дозировку заданий и контактов, во избежание пресыщения, эмоционального состояние ребенка;

- постоянная поддержка ребенка (четкие инструкции, спокойный голос и действия взрослого);

- используем установку, что сначала, что потом.  Это способ удержать в поле внимания все занятия и действия, которые нужно совершать в течение определённого отрезка времени, помогает запомнить последовательность событий.

Из  опыта работы с такой категорией детей мы понимаем, что результат коррекционной работы будет у каждого ребенка свой, это зависит от тяжести спектра, интеллектуальных особенностей ребенка, вербален он или нет.

Решение о выборе методической помощи принимает учитель-дефектолог, работающий с ребенком, он будет зависеть от  наличия достаточного уровня собственных ресурсов ребенка.

      Если нарушения развития носят достаточно тяжелый характер, то основной акцент в работе делается на формирование у ребенка жизненных компетенций:

1.         социально-бытовые умения, используемые в повседневной жизни.

2.         навыки коммуникации и принятые ритуалы социального взаимодействия.

Наши специалисты работают,  как учителя-дефектологи,  так и  как учителя-логопеды и проводят коррекцию познавательного и речевого развития, в форме  подгрупповых и индивидуальных занятий (форма проведения зависит от тяжести нарушения ребенка и динамики).

            В группах создана, в соответствии с видом нарушения детей, развивающая предметно-пространственной образовательная среда  

Многие родители при поступлении  ребенка в наше учреждение  не знают, не понимают, не принимают диагноз ребенка. Поэтому, в первую очередь, мы выстраиваем доверительные  отношения с родителями, многократно консультируем и объясняем  о необходимости и особенностях проведения коррекционной работы, рассеивая миф родителей о быстром и простом решении проблемы ребенка. В процессе работы с ребенком встречаются случаи  уточнения и смены диагноза, это касается детей, которые поступают в учреждение в 3-4 года и  «не стояли» на учете,  по имеющей  проблеме у невролога или психиатра. Тратится время для уточнения истинного нарушения и предстоит непростая, очень длительная, корректная разъяснительная работа с родителями по принятию нового диагноза, соответственно и меняются подходы, методы и приемы  коррекционной работы.

Доступным для детей с ОВЗ любое образовательное учреждение делают педагоги. Каждый ребенок в независимости от его статуса, заслуживает нашего внимания и каждая семья, в которой есть дети с ОВЗ, ждет отзыва и участия.

 Именно мы формируем восприятие мира у детей -  мир, в котором есть добро, понимание и забота и от нас зависит, кого они будут готовы в него впустить.