В наше детском саду №1 «Буратино», города Шелехова получают квалифицированную коррекционную помощь дети с ЗПР и У/О, в том числе с синдром Дауна, расстройством аутистического спектра, с нарушением зрения, слуха, опорно двигательного аппарата, с эмоциональными и поведенческими нарушениями.
В детском саду 7 групп компенсирующей направленности: 2 группы – для детей с умственной отсталостью (легкой и умеренной степени) , 5 групп для детей с задержкой психического развития, в том числе 45 детей-инвалидов и это количество меняется, так как дети находятся в процессе оформления инвалидности постоянно.
Группы все разновозрастные, дети от 3 до 8 лет, с наполняемостью до 17 детей. Опираясь на закон об образовании статью 79, в детском саду созданы специальные условия для обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ:
· В коррекционной работе используются АОП ДО для детей с ЗПР и детей с У/О, с учётом сопутствующих нарушений, применяются специальные методы обучения и воспитания.
· Учителями - дефектологами нашего учреждения разработан мониторинг, который вошёл в реестр лучших педагогических практик. В 2024 г мониторинг переработан в соответствии с содержанием ФАОП ДО.
· Календарное планирование составлено на каждый возрастной период, с учетом усложнения, имеет гибкую направленность и трансформируется с учетом контингента детей.
· Адаптированы специальные учебные пособия и дидактические материалы:
-И.А.Морозова, М.А.Пушкарева Ознакомление с окружающим миром, работа с детьми от 4-8 лет с ЗПР.
-Методическое пособие О.С. Рудик «Коррекционная работа с аутичным ребенком»;
-Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей с ЗПР. К.Е. Бухарина
-Развитие сенсомоторики детей с ОВЗ Л.А Метиева., Э. Я. Удалова.
-Обучение грамоте детей с особыми образовательными потребностями С.Ю. Горбунова.
- Альтернативная коммуникация для детей с ОВЗ С.Ю. Тантюра., С.И. Кононова и др.
Имеются специальные ТСО для слабовидящих и слабослышащих детей
-обучающий тактильно - звуковой стенд для слабовидящих детей;
-звукоусиливающая аппаратура для слабослышащих «Слухоречевой тренажер «Соло»01- В;
-детьми используются слуховые аппараты;
-дозируется зрительная и слуховая нагрузка;
-используются наглядные и яркие пособия, крупный шрифт, специальные оптические средства (очки, лупы, линзы и др.);
-идёт опора на сохранные анализаторы (слуховой, тактильный, обоняние)
По мимо основного нарушения ЗПР или УО у некоторых детей отмечаются нарушения функции ОДА (спастико-лакомоторные нарушения, плоско - вальгусная деформацией стоп, сколиотическая осанка). У таких детей снижена умственная работоспособность, повышена утомляемость, что затрудняет формирование познавательного опыта, проводит к искажению мыслительной деятельности, замедленна артикуляционная моторика, расстроена динамическая координация и соразмерность тонких и общих движений.
И для этих детей также создаются специальные условия:
-соблюдается ортопедический режим по определению нагрузок;
- предоставляется возможность передвигаться по группе и другим помещениям способом, который доступен и удобен ребенку;
-применяются ортопедические поддерживающие корсеты, ортопедическая обувь, специалисты контролируют применение специальных приспособлений;
- проводится специальная корригирующая гимнастика.
Предоставляются услуги ассистента и тьютора:
-ассистент оказывает техническую помощь ребенку при передвижении, самообслуживании и ориентации в пространстве;
-тьютор составляет и реализует индивидуальный образовательный маршрут.
Сопровождение образования детей с ЗПР, освоение ими основного содержания АОП ДО, реализуемой в учреждении, зависит от своевременно начатой коррекционной работы. Учитывая полиморфность нарушений при ЗПР, индивидуально-типологические особенности детей предполагают разные варианты их развития.
Особенности образовательной и коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР состоят в необходимости:
- индивидуально-дифференцированного подхода,
- снижения темпа обучения, даются детям четкие (не многоступенчатую) инструкции;
- используется максимальное количество анализаторов;
- применяется красивая, яркая наглядность;
- структурной простоты содержания занятий, т.е. предлагаются детям облегченные задания; детям даются посильные поручения, вырабатывается самостоятельность, ответственность, критичность к своим действиям.
- циклического возврата к уже изученному материалу и обогащения его новым содержанием, т.е. проводятся дополнительные коррекционные занятия по закреплению, повторению учебного материала.
- определения целевых ориентиров для каждого этапа образовательной деятельности с учетом возможностей конкретной группы и каждого ребенка.
-создается ситуация успеха, дети поощряются за малейшие дела, что помогает формировать у детей уверенность в своих силах.
В ФАОП ДО для детей с ЗПР прописаны возможные варианты результатов коррекционной работы
1 вариант предполагает значительную положительную динамику и преодоление отставания в развитии в результате образовательной деятельности и целенаправленной коррекционной работы (эти дети могут пробно осваивать общеобразовательную программу)
2 вариант означает наличие недостатков в развитии и предполагает их дальнейшую профессиональную коррекцию (эти дети только коррекционную программу 7.2)
Особая организация образовательной деятельности детей с РАС имеет свои особенности, эти дети относятся к группе детей с ТМНР.
- впервую очередь выстраивание доверительных отношений с такими детьми;
-постепенное включение их в коррекционный процесс;
-учитываем особенностей восприятия и усвоения пространственно-временных представлений и проводим коррекцию.
-оказываем помощь в преодоление дефицита потребности в вербальном и невербальном общении, коммуникации.
- для развития социального взаимодействия создаем предпосылки для понимания мотивов, лежащих в основе поступков, действий, поведения других людей,
- смягчение обусловленных аутизмом особенностей поведения, затрудняющих учебный процесс, взаимодействие с другими людьми, в тяжелых случаях — пребывание в обществе, в коллективе.
- детям выделены уединенные места;
-поддерживается постоянство действий, ритуалов ребенка в деятельности;
-опора идет на схемы, дозировку заданий и контактов, во избежание пресыщения, эмоционального состояние ребенка;
- постоянная поддержка ребенка (четкие инструкции, спокойный голос и действия взрослого);
- используем установку, что сначала, что потом. Это способ удержать в поле внимания все занятия и действия, которые нужно совершать в течение определённого отрезка времени, помогает запомнить последовательность событий.
Из опыта работы с такой категорией детей мы понимаем, что результат коррекционной работы будет у каждого ребенка свой, это зависит от тяжести спектра, интеллектуальных особенностей ребенка, вербален он или нет.
Решение о выборе методической помощи принимает учитель-дефектолог, работающий с ребенком, он будет зависеть от наличия достаточного уровня собственных ресурсов ребенка.
Если нарушения развития носят достаточно тяжелый характер, то основной акцент в работе делается на формирование у ребенка жизненных компетенций:
1. социально-бытовые умения, используемые в повседневной жизни.
2. навыки коммуникации и принятые ритуалы социального взаимодействия.
Наши специалисты работают, как учителя-дефектологи, так и как учителя-логопеды и проводят коррекцию познавательного и речевого развития, в форме подгрупповых и индивидуальных занятий (форма проведения зависит от тяжести нарушения ребенка и динамики).
В группах создана, в соответствии с видом нарушения детей, развивающая предметно-пространственной образовательная среда
Многие родители при поступлении ребенка в наше учреждение не знают, не понимают, не принимают диагноз ребенка. Поэтому, в первую очередь, мы выстраиваем доверительные отношения с родителями, многократно консультируем и объясняем о необходимости и особенностях проведения коррекционной работы, рассеивая миф родителей о быстром и простом решении проблемы ребенка. В процессе работы с ребенком встречаются случаи уточнения и смены диагноза, это касается детей, которые поступают в учреждение в 3-4 года и «не стояли» на учете, по имеющей проблеме у невролога или психиатра. Тратится время для уточнения истинного нарушения и предстоит непростая, очень длительная, корректная разъяснительная работа с родителями по принятию нового диагноза, соответственно и меняются подходы, методы и приемы коррекционной работы.
Доступным для детей с ОВЗ любое образовательное учреждение делают педагоги. Каждый ребенок в независимости от его статуса, заслуживает нашего внимания и каждая семья, в которой есть дети с ОВЗ, ждет отзыва и участия.
Именно мы формируем восприятие мира у детей - мир, в котором есть добро, понимание и забота и от нас зависит, кого они будут готовы в него впустить.