Уровни методологического анализа в лингвистической науке
2.Метод в узком смысле и широком смысле.
Специфика объекта и целей лингвистического исследования
1.Объект и предмет лингвистического исследования.
2.Специфика языка как объекта.
3. Основные исследовательские принципы современной лингвистики:
-экспланаторность,
-экспансионизм,
-функционализм,
-текстоцентризм ,
-семантикоцентризм.
4.Связь предмета исследования и методов и приемов описания материала.
Основные исследовательские и методологические парадигмы в современной
лингвистике
1.Презумпции лингвистического исследования.
2. Методы сравнительно-исторического языкознания.
-Понятие сравнительно-исторического метода.
-Приемы сравнительно-исторического метода: внешняя и внутренняя реконструкция.
3.Системоцентрическая парадигма.
-Оппозитивный метод.
-Компонентный анализ в его современном (по Ю.Д.Апресяну и И.М.Кобозевой) и классическом варианте. Необходимость привлечения синтаксических структур при выявлении компонентов значения слова.
-Метод анализа по непосредственно составляющим.
-Метод трансформационного анализа.
4.Принципы антропоцентрической парадигмы.
- Метод когнитивного моделирования.
-Концептуальный анализ.
5.Методы корпусной лингвистики:-методы формирования корпуса,
- методы его
исследования. Включение этих методов в исследования междисциплинарного
характера
Сбор материала исследования
1.Принципы отбора материала: всеохватность, корректность объективность.
2. Работа с лингвистическими словарями. Составление картотеки.
3.Работа с электронными лингвистическими словарями.
4. Работа с корпусами текстов.
Анализ материала исследования
1.Принципы анализа материала: корректность, логичность, целенаправленность, доказательность, наличие выводов и обобщения.
2.Интерпретация данных и формулировка выводов.
3.Метаязык исследования.
4.Требования к терминологическому аппарату.
5.Стиль изложения материала.
Проблема лингвистической верификации фактов
1. Интроспективная оценка исследователя.
2. Опрос носителей языка.
3. Статистическая оценка.
4. Обнаружение системности факта.
5. Отражение в парадигматике языка.
6. Отражение в значительном количестве языковых фактов.